Родители детей с овз

Психологические особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Исследования показывают, что наиболее травмирующими психику родителей являются внешне выраженные нарушения, например заметные внешне двигательные расстройства у детей с ДЦП. Эти расстройства сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация привлекают внимание окружающих и, таким образом, в значительной мере травмируют сознание родителей ребенка.

Собственное личностное бессилие не позволяет таким родителям смотреть позитивно на свое будущее и на будущее ребенка. Жизнь воспринимается ими как несчастливая, загубленная рождением ребенка с ОВЗ. Матери подобного типа ощущают себя не сумевшими реализоваться в семье и в профессии. Будущее ребенка представляется им бесперспективным и трагическим.

Родители детей с овз

Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и иными проблемами.

— экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;

Презентация на тему: Презентация — Формы работы с родителями детей с ОВЗ

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Одним из важных направлений в деятельности ПМПк МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27 п. Разумное» является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ»

Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли сдать документы на регистрацию недвижимости в другом городе

Итак, видеокоррекция — форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью выявления негативных моментов взаимодействия родителей и ребенка (запись домашнего занятия, а также с целью демонстрации эффективных методов взаимодействия с ребенком (запись занятия с педагогом) для оптимизации процесса коррекции.

Родители детей с овз

В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.
Родители невротичного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные.
Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняет всю жизнь семьи, изменяет представление родителей о своей роли и месте в жизни. Обычно родители, узнавшие об инвалидности ребёнка, находятся в состоянии стресса. Этот стресс носит сначала острый характер, а затем переходит в хронический. Многие специалисты в области педагогики и психологии изучали особенности семьи, в которой воспитывается ребенок с особыми потребностями.

Родители детей с овз

2.11. Предоставить родителям (законным представителям) по их желанию возможность участвовать в деятельности, направленной на развитие материально-технической и учебно-методической базы (в том числе через участие родителей в транспортном обеспечении, текущих ремонтных работах, субботниках).

2.3. Осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья детей, создавать условия для проведения лечебно-профилактических мероприятий и своевременно оповещать родителей (законных представителей) о них, а также о случаях заболевания ребенка в школе; соблюдать санитарные нормы и правила; обеспечивать режим питания и контроль его качества.

Сайт учителя начальных классов школы VIII вида Левкиной Анны Владимировны ->

В нашей стране создаются подобные объединения родителей и различные общественные фонды для помощи детям с проблемами в в развитии. Так, в 1990 г. создан Фонд помощи детям с отклонениями в развитии им. Л. С. Выготского, членами которого стали крупные ученые, практики, общественные деятели, работники искусства и литературы, а также родители.

Воспитывая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Рекомендуем прочесть:  Документы для приватизации дачи

Тренинг общения «Работа с родителями детей с ОВЗ»

Инструкция: обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка» каждого участника мастерской).

Психолог. Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен. Обсуждение:

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Консультирование родителей детей с ОВЗ

Родители так привязаны к своим детям, что чувствуют все переживания их ребенка. В семьях, где ребенок имеет инвалидность, родители должны находить баланс между тем, чтобы быть всецело преданным своему ребенку, и дать ему (и себе) необходимый опыт независимой друг от друга жизни. Также нельзя забывать, что в этой ситуации сепарация может быть воспринята ребенком как отказ от него в самые трудные минуты его жизни.

Моего ребенка никто не будет любить, скорее всего, люди будут относиться к нему с брезгливой жалостью. Эта установка мешает родителям включиться в активное взаимодействие со средой и даже собственными членами семьи. Например, мать отгораживает себя от всех других членов семьи, подчеркивая неспособность других любить ребенка так, как его любит она. Понимание того, что люди могут любить и выказывать симпатию, поддержку и принятие по-разному, чаще всего отсутствует, также как и понимание того, что ребенок нуждается в разных «любовях» со стороны членов семьи. Консультант может обратить внимание на чувства других членов семьи: «А как ваш муж (старший сын) справляется с этой ситуацией?», «Что могло бы помочь им справиться с этой ситуацией?».

Ссылка на основную публикацию