Сдать отчет по квотированию

Теперь столичные работодатели могут сдавать отчеты по квотированию в онлайн-режиме

Интерактивный портал службы занятости населения города Москвы был запущен в сентябре текущего года Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. К слову, при помощи «Личного кабинета» также можно отправить отчет о кадровом составе в Службу занятости и воспользоваться услугой содействия в подборе работников.

Чтобы сдать соответствующую отчетность, работодателю необходимо обратиться в территориальный отдел квотирования и получить доступ для регистрации на указанном портале. Затем на адрес электронной почты, который указан в карточке организации, будет направлен код активации. Также он может быть выдан на руки под подпись сотрудником территориального отдела квотирования. Процедуру активации необходимо пройти только один раз.

Отчет по квотированию рабочих мест

Есть авторы, которые указывают, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют Определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований).

Вакансии для инвалидов, или Какие отчеты сдавать по квотированию

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с отчетностью по квотированию рабочих мест для инвалидов.
Среднесписочная численность работников нашей компании — 105 человек. Вакансий нет, в штате работают два инвалида. Нужно ли подавать сведения в центр занятости об отсутствии вакансий? Могут ли нас наказать, если мы таких сведений не подадим?
Н.Ю. Сотникова, бухгалтер, г. Москва

Общие требования. Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Количество мест определяется в соответствии с квотой (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест

Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181 ).

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Квотирование рабочих мест в Москве: штрафов нет, но закон соблюдается

— Всем, у кого среднесписочная численность сотрудников составляет более 30 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов. Квота равна 4 процентам от среднесписочной численности. Если говорить проще, то, например, фирма, где трудятся 33 человека, должна принять одного инвалида. Работодателю предоставляется выбор: он либо трудоустраивает человека, либо, если не может или не хочет этого делать, платит определенную сумму. А именно: за каждого нетрудоустроенного инвалида организация ежемесячно вносит сумму, равную прожиточному минимуму в Российской Федерации, установленному на день оплаты.

— Платежи идут в Департамент финансов города Москвы, а точнее — в Комитет общественных связей Москвы, это наш учредитель. Когда они обработают платежки, информация передается в Центр квотирования. Здесь мы проводим сверку, смотрим, какие работодатели добросовестно выполняют закон, какие — нет.

Отчеты по квотированию рабочих мест для инвалидов

Филиалы у нас не обособленные, соответственно расчет идет общий по предприятию , а уже там мы решаем, в каких населенных пунктах нам эти места заквотировать. Суть в том, что «новые» инвалиды занимают должности, которых ранее не было в этих списках заквотированных мест. Придлется, видимо, менять все таки их приказом.

Ответ: 1. В соответствии с частью первой ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Статьей 2 Закона Чувашской Республики от 25.11.2011 N 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике» (далее — Закон о квотировании) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 1,5% среднесписочной численности работников. При этом, как следует из части 2 ст. 4 Закона о квотировании, работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах. При этом нормы Закона о квотировании содержат только одно основание освобождения работодателей от указанной обязанности. Как прямо указано в части 2 ст. 2 Закона о квотировании, работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, работодатель обязан создавать и выделять рабочие места для инвалидов вне зависимости от того, что деятельность работодателя связана с повышенной опасностью, является тяжелой и может не подходить для инвалида. Суд, рассматривая правомерность невыполнения обязанности по установлению квоты для приема на работу инвалидов, указал, что довод о невозможности выполнения законодательства о защите инвалидов в связи со спецификой работы в условиях повышенной опасности не может быть принят в качестве причины невыполнения установленной законодательством нормы, поскольку законодательство не содержит исключений для работодателей, осуществляющих специальные виды деятельности (кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07.09.2011 по делу N 33-6451).
Кроме того, работодатели обязаны принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (п. 1 части 2 ст. 24 Закон N 181-ФЗ). Поскольку нормами ТК РФ не предусмотрен перечень локальных нормативных актов работодателя, то работодатель в рассматриваемом случае решает самостоятельно, будет это приказ, положение, или иной документ.
2. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона о занятости, часть 2 ст. 4 Закона о квотировании). Порядок представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, утвержден приказом Государственной службы занятости населения Чувашской Республики от 14.01.2014 N 6 (далее — Порядок).
Исходя из трактовки п. 1.3 Порядка, его положения распространяются на работодателей, расположенных на территории Чувашской Республики. Ключевым моментом в данном случае является расположение работодателя на территории того или иного субъекта РФ. Исходя из сложившейся судебной практики о привлечении к ответственности за непредставление информации о наличии свободных мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, к категории работодателей, расположенных на территории определенного субъекта, относятся, в том числе, филиалы, осуществляющие деятельность на территории определенного субъекта РФ (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20.09.2013 по делу N 33-9656/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 17.09.2013 по делу N 33-7671/13, кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 07.09.2011 по делу N 33-6451 и другие).
По нашему мнению, указанная позиция основана прежде всего на том, что инвалид, проживающий в определенном субъекте РФ и вставший на учет в органах занятости в субъекте проживания, вправе и осуществлять трудовую деятельность на территории субъекта проживания. Соответственно, организация, зарегистрированная в г. Москве и имеющая филиал в г. Чебоксары, обязана представлять сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в отношении филиала г. Чебоксары, в центр занятости населения по месту своего нахождения ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 Порядка). При этом, как указывают судебные органы, расчет квоты производится также пропорционально среднесписочной численности работников филиала работодателя, расположенного в соответствующей местности, без учета филиалов и представительств, расположенных в других местностях (определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12 по делу N А32-13713/11).
В то же время рекомендуем по указанному вопросу также обратиться с запросом в Государственную службу занятости населения Чувашской Республики.

3. Под квотой понимается количество рабочих мест (должностей) для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в процентах к среднесписочной численности работников, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды (ст. 1 Закона о квотировании).
Из буквального толкования ст. 21 Закона N 181-ФЗ и ст. 1 Закона о квотировании видно, что понятия «численность работников» и «среднесписочная численность работников» различны по содержанию. Методика расчета среднесписочной численности работников подробно изложена в п.п. 78-83 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее — Указания), утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013 N 428 (смотрите также п. 3 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.08.2013 N 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования»).
Согласно п. 78 Указаний среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора. Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу. Таким образом, среднесписочная численность определяется по специальной формуле на основании списочной численности, приводимой на определенную дату, и реального количества работников на этот момент времени не показывает. Исчисление же квоты для приема на работу инвалидов, согласно части второй ст. 21 Закона N 181-ФЗ, производится из рассчитанной определенным образом «среднесписочной численности» работников с учетом положений о невключении в среднесписочную численность работников с вредными и (или) опасными условиями труда.
Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (части вторая и пятая ст. 209 ТК РФ). В соответствии с п. 4.2 Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. С учетом характеристик каждого класса безопасными являются оптимальные (1 класс) и допустимые (2 класс) условия труда. Таким образом, вредными или опасными являются условия труда только на тех рабочих местах, которым по результатам специальной оценки условий труда присвоен 3 или 4 класс по степени вредности и опасности. Поэтому в случае, если по результатам проведенной специальной оценки условий труда будут выявлены вредные и (или) опасные условия труда, то их следует исключить из среднесписочной численности работников для целей расчета квоты для приема на работу инвалидов.
Допустим, специальная оценка труда проведена в г. Чебоксары отношении 110 рабочих мест, по ее результатам 70 рабочим местам присвоен класс 3.1, а 40 — класс 2, при этом среднесписочная численность работников составляет 105 человек. После исключения из среднесписочной численности 70 вредных рабочих мест среднесписочная численность для целей определения квоты на прием инвалидов составит 35 человек. В силу части 1 ст. 2 Закона о квотировании дробные результаты подсчета количества квотируемых рабочих мест округляются до целых величин. При этом полученные результаты округляются до ближайшей большей целой величины при значении дробного числа 0,5 и более и до ближайшей меньшей целой величины при значении дробного числа менее 0,5. Соответственно, в приведенном примере работодателю следует выполнять квоту для приема на работу инвалидов в размере 1 (одного) рабочего места.

Рекомендуем прочесть:  Подать жалобу в минздрав

Информация отчет за прошедший год по квотированию рабочих мест

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 90, п. 2.7 Положения N 742-ПП трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, уменьшается на соответствующую величину. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды.

Трудоустройство по — квоте: кого, куда и — сколько

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя ) ст. 5.27 КоАП РФ .

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин у ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Потерянный центр квотирования

В прошлом номере «Вестника» мы писали о том, что бухгалтеры фирм, зарегистрированных в Южном округе столицы, уже год не могут сдать отчетность по квотированию. Эта ситуация возникла потому, что ведомство, которое занимается этими вопросами, переехало. Через год после своего внезапного исчезновения центр квотирования «подал голос»…

Новый центр квотирования находится по адресу: ул. Ленинская слобода, д. 4/10. Центр работает по понедельникам, вторникам и четвергам с 10.00 до 17.00, а по пятницам – до 16.00. Среда – неприемный день. По всем вопросам, связанным с учетом организаций и сдачей квартальных отчетов, можно обращаться по телефонам: 275-73-33 и 275-70-05.

Ссылка на основную публикацию