Социальные сироты дети сироты

Правовые основы социальной защиты детей-сирот

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.

Основной целью данного исследования является анализ и характеристика государственной системы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период, и определение путей ее дальнейшего развития.

Социальная работа с детьми-сиротами

Анализ состояния проблемы свидетельствует о том, что при проведении мероприятий по организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей делаются попытки поиска новых путей и методов решения проблемы. Существует множество «пробелов» в Российском законодательстве. В связи с этим на государственном уровне принят ряд важных документов международного и общероссийского значения, направленных на полноценное развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработку методов для создания оптимальных условий для их существования.

В третьей главе «Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Островок» в городе Гае Оренбургской области, представлено жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследуются основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальные сироты

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Большинство детей – социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей – алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций. Многие авторы, в их числе Л. И. Божович, В. Я. Титаренко, И. В. Борисова, М. Земска, 3. Матейчик, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Л. С. Выготский считал, что общение со взрослыми – основной путь проявления собственной активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества. Среди отечественных психологов и Б. Г. Ананьев отводил ведущую роль в формировании самосознания взаимодействию ребенка и взрослого.

В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения. В дореволюционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей – кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит многое:

Рекомендуем прочесть:  Страховые взносы выходное пособие

Социальное обслуживание детей-сирот

В соответствии с этим законом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии — до того момента, пока они не окончат образовательное учреждение (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ).

По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2019 г., 1 мая 2019 г., 7 марта 2019 г.

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Социальная защита детей сирот

14) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности — в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

Характеристика отклонений в поведении детей-сирот и социальных сирот

Наблюдения за поведением детей-си­рот показывают, что они довольно рано приучаются к курению (обычно в 6–8 лет), спиртному (9–11 лет), нередки слу­чаи токсикомании (6–10 лет). Формиро­ванию динамических стереотипов, лежа­щих в основе пагубных привычек, способствует стремление получить от них удовольствие (вначале), а затем и возни­кающая зависимость (аддикция). У детей-сирот фиксируют отсутствие критическо­го отношения к девиациям поведения и уважения к моральным запретам, нормам и правилам, существующим в обществе, формирующее своеобразное искривление системы ценностных координат, в кото­рой асоциальное поведение задано как норма и личностно значимая ценность.

Данные многочисленных исследований показывают, что у детей-сирот проявляются затрудненность и поверхностность общения, выражающие­ся в неумении налаживать контакты с людьми даже при наличии стремления к общению; агрессивность – мгновенно возникающая враждебность по малейше­му поводу, находящая выход в оскорбле­ниях и жестоких драках; пассивное от­чуждение; иждивенческая позиция, склонность к побегам и бродяжничеству; недостаточная инициативность; упрощен­ность эмоциональной сферы и др. Ука­занные особенности приводят к форми­рованию таких черт характера, как враж­дебность и недоброжелательность к лю­дям, эгоизм, лень, потребительское отно­шение к жизни, неорганизованность и недисциплинированность, нечестность, хитрость, пренебрежение к обществен­ной и личной собственности, стремле­ние к разрушению, трусость, завистли­вость и др.

Рекомендуем прочесть:  В детский сад в москве по временной регистрации

Статья, Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже

Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Современная мировая практика в области социальной защиты детей-сирот представлена разнообразными формами устройства и моделями воспитания.

Особенности социального развития ребенка сироты

Успех возможен, если педагоги детского дома понимают значение и верят в положительный результат данной работы.
ВОСПИТАННИКИ И ШКОЛА
Особое внимание педагогов детских домов требует развитие взаимодействия со школами, где обучаются их воспитанники. Целесообразно, если позволяют условия, направлять воспитанников в различные школы, чтобы они могли чувствовать себя более самостоятельными и автономными, осваивать различный опыт общения, деятельности этих школ, обогащать тем самым опыт своего детского дома. Педагогам этих учреждений необходимо обеспечить взаимную информированность о делах школы, детского дома, об особенностях, успехах, проблемах воспитанников, взаимную помощь в решении проблем, в продвижении и развитии детей. Целесообразно проведение совместных педконсилиумов, педсоветов с участием воспитателей детских домов и интернатов, учителей педагогов школ, работающих с воспитанниками.

Педагоги не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к детскому дому, изменить взгляд родителей на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребёнка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определённому роду как части человеческой общности.

Социальные льготы детям сиротам

Какие еще существуют социальные льготы детям-сиротам? Ежемесячно они получают от государства пенсию по потере кормильца. Она зачисляется на собственный свет ребенка, открытый в банке, но распоряжаться денежными средствами без ограничений он может только по достижению совершеннолетия. С 14 до 18 лет, если ребенок пожелает снять часть причитающейся ему суммы, ему необходимо получить разрешение от органов опеки.

Если хотя бы один из пунктов имеется в наличии, то необходимо обращаться в орган опеки и попечительства с целью написания заявления о факте несоответствия жилья. Подобное заявление рассматривается в срок до 30 дней (календарных). В случае положительного решения делается вывод о необходимости повторной постановки ребенка-сироты в очередь на получения нового жилого помещения.

Ссылка на основную публикацию