Трудовая миграция в европе

Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения*

Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие, с 1815 по 1914 г., «чистая» эмиграция из нее составила 35—40 млн человек. При этом в первой половине XIX в. среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине центр тяжести процесса сместился к востоку. Это была так называемая «новая эмиграция» — из Австро-Венгрии, Балканских стран, России. Она продолжалась и в межвоенный период.
Вторая мировая война и связанные с нею изменения в политическом строе многих государств и их границ привели прежде всего к массовым перемещениям населения между самими европейскими странами. В первую очередь это коснулось Восточной Европы. Наиболее многолюдные внешние миграции в субрегионе были связаны с массовым вселением немцев в Германию из других стран. Из них на территории Западной Германии осели 7,4 млн, Восточной — 4,3 млн человек. Для Западной Европы в первый послевоенный период наиболее характерной была массовая репатриация людей из бывших колоний Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. Например, из Алжира во Францию возвратилось не менее 1 млн французов, из Индонезии в Нидерланды — 300 тыс. голландцев. Однако до середины 50-х годов Западная Европа имела еще отрицательное сальдо миграций, то есть эмиграция превосходила иммиграцию.
В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире центр притяжения рабочей силы. Так, в 1950 г. число иностранцев в Западной Европе составляло 5,1 млн человек (1,3% от всего населения), к 1970 г. оно увеличилось до 10,2 млн (2,2%), к 1980 г. — до 15 млн (3,1%), а к 1990 г. — до 16,6 млн (4%).
В конце 90-х годов численность иностранцев только в странах ЕС, по некотором данным, достигла 20 млн человек, а доля Европы в общем объеме мировых международных миграций увеличилась до 20%. Разумеется, в это число входят и мигранты по политическим и иным причинам, но основную массу пришлых людей составляли и составляют именно трудовые мигранты.
Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое гастарбайтеры («гости-рабочие») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов. Так, в 50—60-х годах ХХ в., когда экономика Западной Европы развивалась по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру
последовали и другие страны. Во второй половине 70-х годов, после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице.

Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33%), Швейцарии и Бельгии (18—20%), Германии и Австрии (около 10%).
В пределах Западной Европы можно выделить две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы — Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов. В данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направляются также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказываются Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличаются особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков. И это не говоря уже о том, что в 90-е годы, после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с этим регионом связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.
К странам иммиграции в первую очередь относятся государства, расположенные в западной и северной частях Европы. Каждое из них имеет как бы свою «сферу притяжения» мигрантов. Так, среди трудовых мигрантов в Германии больше всего выходцев из Турции и стран, расположенных на территории бывшей СФРЮ. Весьма крупные диаспоры образуют также выходцы из других стран Европейского Союза — Италии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Нидерландов. Во Франции количественно преобладают выходцы из Португалии, Испании и Италии, а также из Алжира, Марокко и Туниса. В Великобритании преобладают мигранты из Ирландии и заокеанских англоязычных стран, в Нидерландах — из Суринама и Индонезии.
В географическом плане большой интерес представляет и вопрос о том, как распределяются иностранные рабочие в пределах отдельных принимающих стран. В большинстве своем они селятся в главных промышленных районах и крупных городах. Например, во Франции 37% иммигрантов концентрируются в Большом Париже, в Бельгии 24% — в Брюсселе. В ФРГ основная часть мигрантов сосредоточена в четырех наиболее развитых в промышленном отношении землях: Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария и Гессен; в крупных городах доля иностранных рабочих в общей численности занятых составляет 20—25%. Это объясняется тем, что пришлые рабочие, имеющие в большинстве низкую квалификацию, устремляются прежде всего в такие отрасли, как строительство, добывающая и металлургическая промышленность, на предприятия с однообразным конвейерным производством, а также подвизаются в качестве уборщиков улиц, помещений, продавцов газет, мойщиков автомашин и т. д. Например, во Франции гастарбайтеры составляют 45% всех занятых в строительной промышленности, около 40% занятых на дорожных работах, 25% — в автомобилестроении, в Бельгии — половину горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих. В Люксембурге гастарбайтеры трудятся в основном на металлургических заводах концерна АРБЕД.В Великобритании вопрос о национальной принадлежности впервые был включен в перепись 1991 г. При этом оказалось, что 76,8% (5,3 млн человек) населения Большого Лондона составили «белые», 5% (347 тыс.) — индийцы, 4,3% (300 тыс.) — негры и мулаты, выходцы из Карибского региона, 3,7% (256 тыс.) — ирландцы, 2,4% (164 тыс.) — негры, выходцы из стран Африки, 1,3% (88 тыс.) — пакистанцы, 1,2 (86 тыс.) — бенгальцы, 0,8% (57 тыс.) — китайцы. Большинство негров, пакистанцев, бенгальцев и индийцев относятся к категории неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. При этом в пределах Большого Лондона возникли своего рода «этнические острова»: индийцев — в Бренте и Энфилде, выходцев из Карибского региона — в Ламбете, из стран Африки — в Сауттурке, китайцев — в Вестминстере.
Приток миллионов дополнительных тружеников в самые передовые страны Западной Европы способствовал ускорению процесса их реиндустриализации, переходу к постиндустриальной стадии развития. Но одновременно он привел и к обострению многих социальных противоречий — как на рынке рабочей силы, так и в общедемографическом плане, что связано с гораздо более высоким естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении. Такие обострения особенно характерны для периодов экономических кризисов и спадов производства, сопровождающихся падением уровня жизни, ростом безработицы, инфляции и другими социальными потрясениями. Именно поэтому в 80-е годы большинство принимающих стран ввело меры по ограничению или даже прекращению вербовки рабочей силы за рубежом. Иммиграция продолжается почти исключительно с целью воссоединения семей, что не влечет за собой роста занятости на производстве. Большинство западноевропейских стран приняло государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев. И тем не менее в некоторых странах — особенно в Великобритании и в ФРГ — наличие большого числа иммигрантов иногда вызывает массовые акции протеста, доходящие порой до вооруженных столкновений и погромов. Ведь во второй половине 90-х годов около 20 млн трудоспособных европейцев не имели работы, а уровень длительной безработицы в Европейском Союзе был значительно выше, чем в США или Японии.
Особую тревогу многих европейских политиков вызывает постепенное увеличение миграционных потоков из мусульманских стран. Большинство мусульман (а их уже около 15 млн) приезжают в Западную Европу из Северной Африки, Турции и других стран Юго-Западной Азии; в Великобритании среди них преобладают выходцы из Пакистана и Бангладеш. Самую большую исламскую общину имеет Франция. Как пишет П. Стокер, «наибольшая озабоченность, связанная с “исламизацией”, возникает всего лишь из культурной обеспокоенности, вызванной, например, подчиненным положением женщин, или из-за религиозной практики, в которой многое выглядит чужим и странным для большинства светских или христианских общин — например, многократные молитвы в течение дня или требования потребления ритуально приготовленного мяса» ** .
Но с исламом, как отмечает тот же автор, связаны и более серьезные проблемы, поскольку в отличие от большинства других религий он не делает различия между религиозной и светской жизнью, а определяет весь образ жизни мусульман. Можно добавить, что в последнее время в связи с увеличением активности международного терроризма в зарубежной Европе возросли также опасения, связанные с исламским экстремизмом.
В 90-е годы формирование единого европейского пространства — не только политического, но и социального — также затронуло и права иммигрантов, как бы размежевав их по двум большим группам. В первую из них входят иммигранты, являющиеся коренными жителями стран ЕС, по той или иной причине поменявшие место своего жительства. Они наделены широкими политическими и социальными правами, включая участие в выборах Европарламента и свободное передвижение по территории стран Союза. Вторую группу образуют иммигранты из стран, не входящих в Европейский Союз, в первую очередь из внеевропейских развивающихся стран. Их права сильно ограничены. При ЕС создан специальный орган — Форум мигрантов, представляющий более ста различных эмигрантских организаций.
Для стран Центральной и Восточной Европы внешние миграции в течение всего послевоенного периода (за исключением массовых миграционных потоков в конце и сразу после Второй мировой войны) были малохарактерны. Некоторое исключение являла собой эмиграция из ГДР в ФРГ, составлявшая в 1950—1961 гг. (до постройки Берлинской стены) более 3,8 млн человек и в 1961—1988 гг. свыше 550 тыс. человек. Не очень характерны были для этого субрегиона и трудовые миграции, хотя в той же ГДР, например, использовалась рабочая сила из Польши, Вьетнама, Мозамбика. Однако в 90-е годы международные миграции в направлении Восток—Запад намного возросли. С одной стороны, это объясняется возвращением этнических немцев из стран, расположенных на территории бывшего СССР, и некоторых других на историческую родину — в Германию, а с другой стороны, общим оттоком мигрантов из постсоциалистических стран в Западную Европу. В последнее время некоторые наиболее развитые страны Западной Европы принимают меры для дополнительного привлечения высококвалифицированных специалистов. Например, Германия в 2000 г. официально заявила о намерении пригласить на работу 20 тыс. иностранных специалистов в области компьютерных технологий.
Особый вопрос — о предстоящем «нашествии» в Западную Европу иммигрантов из тех стран Центральной и Восточной Европы, которые в 2004 г. должны войти в состав ЕС. Поскольку оплата труда в странах ЕС намного выше, чем даже в относительно благополучных Чехии, Венгрии или Словении, массовый наплыв мигрантов из этих стран вполне вероятен. В особенности такая ситуация беспокоит соседние с ними Германию и Австрию. Вот почему Берлин и Вена настаивают, чтобы после расширения ЕС путем присоединения новой группы стран-кандидатов для их граждан был бы установлен семилетний запрет на право свободно работать на Западе.
В перспективе приток мигрантов в Европу будет возрастать. Это объясняется как общим уменьшением численности европейцев, так и изменением пропорции между работниками в возрасте от 15 до 64 лет и иждивенцами — детьми и пенсионерами. Избавиться от угрозы демографического кризиса можно двумя путями: либо пересмотреть систему социального обеспечения, включая пенсионное, либо еще шире открыть границы для мигрантов. Специалисты полагают, что предпочтение будет отдано второму варианту. Но в этом случае, согласно расчетам, уже в ближайшие четверть века Европейский Союз должен будет принять около 160 млн иммигрантов.

Рекомендуем прочесть:  Наследство по закону без завещания

Трудовая миграция в европе

Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь той демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных), о которой уже говорилось выше.
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов. Так, в 50—60-х гг. XX в., когда экономика Западной Европы развивалась преимущественно по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру последовали и другие страны. Во второй половине 70-х гг. XX в., после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Таблица 8

Рекомендуем прочесть:  Как Оформить Документы На Налоговый Вычет За Покупку Квартиры

Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице 8.
Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33 %), Швейцарии, Нидерландах и Бельгии (18–20 %), Германии и Австрии (около 10 %).
Главные миграционные потоки в пределах Западной Европы показаны на рисунке 14. На его основе государства региона можно подразделить на две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы– Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

Трудовая миграция в европе

8. Нелегальная миграция как форма международной трудовой миграции
8.1. Количественные параметры
8.2. Трудовая природа нелегальной миграции
8.3. Бизнес на нелегальной миграции
8.4. Незаконная торговля женщинами и детьми
8.5. Возможности регулирования нелегальной миграции и занятости

9. Миграционная политика государств, импортирующих и экспортирующих трудовые ресурсы
9.1. Классификация стран мира по типу их государственной миграционной политики
9.2. Международный правовой механизм регулирования миграции рабочей силы
9.3. Опыт отдельных стран в области регулирования международной трудовой миграции
9.3.1. США
9.3.2. Германия
9.3.3. Италия
9.3.4. Япония
9.3.5. Турция

Трудовая миграция в Европе

(«Ministers Reach Breakthrough on EU Asylum Policy», 2004; Amnesty International U.K., 2003; Scagliotti, 2003). Европейский Парламент также выразил недовольство медленным продвижением в этом направлении и обратил внимание на дисбаланс, присущий политике по вопросам миграции и безопасности: в то время как совет министров быстро принимает меры по пресечению терроризма и незаконной иммиграции, мало что делается в плане придания миграционной политике упреждающего характера (European Parliament, 2004).

В ноябре 2004 года главы государств и правительств ЕС приняли Гаагскую программу, направленную на создание общеевропейской системы приема беженцев: с общими процедурами и единым статусом для тех, кому предоставляется убежище или субсидии в ЕС (задачи на 2005-2010 годы). Гаагская программа, что немаловажно, предусматривает также совершенствование обмена информацией между странами ЕС по вопросам миграции и предоставления убежища. Наконец, она принимает во внимание внешние факторы, способствующие увеличению числа беженцев и мигрантов, и признает, что Евросоюз не может игнорировать глобальное нарастание миграции и положение в третьих странах.

Трудовая миграция в европе

Многие выходцы из Юго-восточной Азии, Китая не хотят учить язык принимающей страны, селятся в анклавах, которые нередко криминализируются. Иммигранты радикальным образом сегрегированы с местным населением. Мало того, иммигранты, особенно мусульмане, порой стремятся навязать свои культурные и религиозные особенности: уже поступали предложения ввести в законодательство ряда европейских стран нормы шариата.

Плохо просчитывалось, какое количество трудовых мигрантов необходимо для поддержки экономики: мигрантов оказывалось подчас значительно больше, чем требовалось. Они нередко устраивались на работу нелегально, на низкую зарплату с укрытием налогов, что ломало естественную конкуренцию на рынке труда и криминализировало экономику.

Трудовая миграция в европе

Вопросы приграничья рассматривались на секции «Открытые или закрытые границы. Трансформации систем Европейского Пограничного Контроля» (модератор Дитрих Тренхардт) где был сделан вывод, что миграционная система стран СНГ претерпевает существенные изменения не только из-за постоянной в течении последних 20 лет трансформаций границ, но и системы визового режима, миграционного законодательства. Свобода передвижения между странами дает значительные выгоды от членства ЕС для одних стран, но для других, не входящих в эту систему, она создает ассиметрию взаимоотношений. Все большее значение приобретают вопросы разделения границами среды обитания определенных этнических групп. Учитывая этническое разнообразие центральной и юго-восточной Европы изменения в отношениях стран с разделенным этносом очень болезненны для обеих сторон, например, особенные отношения Молдовы и Румынии, Венгрии и Украины влияют на миграцию. Договоры ЕС о соседстве и о реадмиссии для стран — соседей оборачиваются определенной дискриминацией.

  • в концептуальном плане целесообразно выделить регулирование интеллектуальной иммиграции в отдельное направление миграционной политики, разработать концепцию регулирования процессов интеллектуальной иммиграции и определить круг государственных полномочий по регулированию интеллектуальной иммиграции.
  • в нормативном плане — разработать правовую базу, в которой разработать и нормативно закрепить порядок работы соответствующих органов власти с лицами, относящимися к интеллектуальным мигрантам.
  • в организационном плане эффективными могут быть меры по формированию в структуре соответствующих органов подразделения или наделения существующих подразделений полномочиями в сфере политики в отношении интеллектуальной миграции.
Ссылка на основную публикацию