Дети сироты социальные сироты

Правовые основы социальной защиты детей-сирот

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Особенности социального развития ребенка сироты

Развитие всех аспектов самосознания ( познавательного- образ-Я, эмоционального- самооценка, поведенческого- рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей- сирот характерно ситуативное, « сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни , не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Привлечение родственников к воспитательной работе детского дома – очень сложный и длительный процесс. Сначала возможно их приглашение как пассивных наблюдателей на какие – либо мероприятия, устраиваемые в детском доме, а так же для оказания небольшой помощи по обустройству быта детского дома, причем необходимо продумать некий стимул, поощрение. Затем на родственников возлагаются некоторые функции по решению какой-либо проблемы ребёнка, требующей вмешательства со стороны взрослых.

Социальные сироты

Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие. А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:

В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения. В дореволюционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей – кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит многое:

Рекомендуем прочесть:  Ржд согаз дмс

Характеристика отклонений в поведении детей-сирот и социальных сирот

В теории характерологического раз­вития каждая структура характера вырас­тает уже в начальный период жизни на базе депривации экзистенциальных чело­веческих потребностей и конфронтации с социальным окружением при попытках ее удовлетворить. Именно эти ранние поведенческие паттерны имеют склон­ность к «закостенению» в виде деформа­ций и сопротивляются изменениям.

«Лишние дети». Сторонники данного отношения видят в детях-сиротах в первую очередь объект обременительной благотворительности, так как содержание и образование сироты обходится государству дороже, чем родительского ребенка. Это «лишние дети» потому, что, во-первых, не нужны собственным родителям, а во-вторых, являются экономичес­ким бременем, размеры которого необходимо не увеличивать, а уменьшать. Вследствие этого основной задачей общества является ограничение прав на рождение детей людьми, ведущими асоциальный образ жизни, а также принуждение родителей (в виде штрафов, исправительных работ и др.) к материальному обеспечению рожденных ими детей.

Социальное обслуживание детей-сирот

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Помимо полного государственного обеспечения, детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как предусмотрено в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии для других обучающихся. Также им выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами

Такой стиль взаимодействий может восприниматься педагогами как проявление милосердия, гуманистического подхода в воспитании компенсации недостатка эмоционального тепла и т.п. Однако все это ведет к вытеснению негативных чувств (главным образом агрессии) при естественном недовольстве результатом, полученным ребенком, а вытесненная агрессия по всем психодинамическим законам, в конце концов найдет ту или иную форму проявления — от психосоматических симптомов до реального неконтролируемого поведения самого воспитателя. Ребенок же застревает в инфантильной эгоцентричной позиции. При смене данного типа отношений на противоположный, например, отношения доминирования взрослого, возрастает критика действий ребенка и тотальное подавление любой инициативы. Смена отношений с тотального умиления на тотальное подавление неизбежно создает своеобразные качели, что поражает эмоциональную и когнитивную зависимость ребенка-сироты от значимого взрослого в детском доме.

Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятным стечением обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков,требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социлизации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Социальная работа с детьми-сиротами

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей. Круглыми сиротами становятся из-за преждевременной смерти родителей, чаще всего в результате неестественных причин (несчастные случаи и т.п.), а социальными сиротами — дети, имеющие биологических родителей, которые, однако, не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем (лишены родительских прав, находятся в заключении либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять родительские обязанности) 1 .

Рекомендуем прочесть:  Встать На Очередь Многодетной Семье На Квартиру

Важное значение для целей проводимого исследования, имеет научная литература по социальной политики и постинтернатной адаптации, работы: Зарецкого В., Дубровской М., Ослона В., Холмогоровой А.; Дементьевой И.Ф.; Ослона В.Н. Работы этого направления определяют подходы к анализу управления социальными проблемами и пути их решения на основе адаптации детей-сирот к новым социально-экономическим условиям, а также служат теоретико-методологической базой исследования.

ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ Фролова, Людмила Петровна Социально­педагогическое сопровождение

Понадобились десятилетия, чтобы система работы с фостерными семья ми стала по-настоящему эффективной, и сейчас во многих странах уже давно нет детдомов, зато существует развитая сеть служб, которые, с одной стороны, помогают семьям, куда попадает приемный ребенок, с другой — контролируют их. В Англии, например, большинство детей, оставшихся без попечения, живут в фостерных семьях и небольших семейных детских домах. [104, 167, 173, 214, 228,255].

Фролова, Людмила Петровна Социально­педагогическое сопровождение детей­сирот в условиях учреждений интернатного типа Москва Российская государственная библиотека, 2006 (электронный текст) 61:06-13/ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНИЫИ СОЦИАЛЬИЫЙУИИВЕРСИТЕТ

Статья по теме: Проблема социального воспитания детей-сирот

Полноценные межличностные отношения между воспитанниками – залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, родственные связи воспитанников, время пребывания в детском доме, личностные качества детей, структура детского дома, формирование групп и многое другое, что необходимо учитывать педагогам при решении этой проблемы.

5. Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочения нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, побуждения к нравственных поступкам, развития нравственных убеждений.

Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Таким образом, проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Ссылка на основную публикацию