Как рассчитать маятниковую миграцию

Как рассчитать маятниковую миграцию

Для осуществления эффективной государственной политики регулирования и прогнозирования миграционных процессов необходимо располагать соответствующей информационной базой, в формировании которой целесообразно активное участие национальных миграционных служб и статистических ведомств.

В 90-е годы в связи с проведением работы по снятию существовавших ограничений на въезд и выезд за границу значительно возросла численность международных мигрантов. На миграцию трудовых ресурсов (особенно в рамках СНГ) значительное воздействие оказывают политическая нестабильность, межнациональные конфликты и обусловленная ими вынужденная миграция.

Миграционный прирост населения: определение, особенности процесса

Само понятие «миграция» можно расшифровать как смену места жительства или переезд. Это определение является одним из ключевых в демографических процессах, ведь жизнь государства напрямую зависит от этого действия. Оно влияет на численность населения страны и, соответственно, на экономическое положение.

Периодически влияют на количество жителей эпизодические миграции. Благодаря им в один момент число жителей в населенном пункте может стать в разы больше. Это, как правило, поездки, связанные с отдыхом и туризмом, бизнесом и другие. У них нет никаких временных рамок или заданного направления. Лица, задействованные в таком типе пространственного движения, могут быть совершенно различными. Если это деловые поездки, то, конечно, путешествуют трудоспособные граждане. Но если дело касается рекреации, то контингент становится обширнее.

Как рассчитать маятниковую миграцию

Предлагалось проводить такие исследования регулярно, каждые 3-5 лет. К сожалению, эти планы не были реализованы, в последующие годы статистика по МТМ не собиралась. В начале годов был ликвидирован учет МТМ в сельской местности, вопросы МТМ были исключены из программ переписи населения. Ситуацию со статистикой в России наглядно демонстрирует тот факт, что большинство ведущих российских исследований по рынку труда проводятся на базе панельных данных, собираемых иностранными институтами. Поэтому не удивительно, что за последние 20 лет вышли лишь считанные научные работы, предлагавшие количественные оценки МТМ в России. Несмотря на то, что интерес к исследованиям МТМ в последнее время возрос, количество научных работ по данной тематике остается крайне незначительным.

Таким образом, сбор исходной статистики является ключевым вопросом возможности исследований МТМ. К примеру, расцвет исследований МТМ в СССР пришелся на 1960-1970-е годы и решающую роль в этом сыграл систематический сбор информации. В частности, впервые в практике всесоюзных переписей населения в 1970 году был осуществлен учет ежедневных перемещений трудящихся относительно мест работы в крупных городах и их пригородных зонах.

Маятниковая трудовая миграция и социально-экономическая ситуация в регионах (стр

— разработка двухступенчатой методики анализа МТМ на основе микро-данных, включающей первичный отбор и сортировку исходных данных с последующим анализом вторичных данных для получения количественных оценок МТМ, как сходных с макро-анализом, так и дополнительных данных: разница зарплат МТМ и обычных работников, гендерная дискриминация, теневые доходы МТМ;

Практическая значимость и реализация результатов работы. Достоверность и надежность результатов подтверждается успешным применением перекрестного анализа: в рамках принципиально различных (как по исходным данным, так и по систематической погрешности) микро — и макро-методик были получены согласующиеся результаты по основным показателям МТМ в Подмосковье.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ, МАЯТНИКОВАЯ, «ЧЕЛНОЧНАЯ» И ТРАНЗИТНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Однако в последние годы маятниковая трудовая миграция приобретает новые формы, становится нередко процессом, так сказать, международным. Уже сегодня можно наблюдать довольно значительное число «маятниковых» трудовых мигрантов из числа украинской молодежи, студенчества, которые по разным программам выезжают в США, европейские и иные страны на несколько месяцев для работы на уборке овощей и фруктов, менеджерами в туристическом бизнесе и т.п.

При этом, чаще всего желание покинуть Украину навсегда возникает у жителей Западного региона, в первую очередь – Львовской, Тернопольской и Черновицкой областей. Хотя и на Востоке страны, к примеру, в Донецкой и Луганской областях, потенциальных эмигрантов, в соответствии с данными исследования, около 14%. Что же касается «временной» трудовой миграции, то здесь данные следующие: о желании временно выехать на заработки за рубеж заявляют до 30% жителей Западного региона; примерно столько же – Северного и Южного регионов; реже – Восточного региона – около 16%. Следует указать и на то, что контингент потенциальных трудовых мигрантов в большей мере (до 32%) формируется из сельских жителей.

Рекомендуем прочесть:  Льготы пенсионерам при налогообложении

Маятниковая трудовая миграция и социально-экономическая ситуация в регионах

В случаях явно выраженной моноцентрической агломерации, к которой относится и Подмосковье, пространственные картины МТМ упрощаются и сводятся к радиальным градиентам связанных с ними показателей, наблюдавшихся в ряде исследований. Прежде всего, речь идет об ожидаемой отрицательной корреляции доли МТМ и заработной платы в агломерации при удалении от центра к периферии. В частности, расчет по американским агломерациям (Рис. 1) подтверждает вторую гипотезу. Fuchs-Schundeln и Izem (2007) обнаружили прямую взаимосвязь между уровнем безработицы и доступностью работы МТМ в Германии.

В разделе (1.3) рассмотрен важный вопрос управления МТМ в регионе. Высокий уровень развития города определяются взаимосвязью качественного управления при высокой мобильности населения, в котором МТМ играет существенную роль (Ветров Г.Ю.). В зависимости от состояния качества управления и мобильности населения рассмотрены различные варианты (сценарии) развития города, от стагнации к гражданскому обществу. Особое внимание уделяется ситуации с управлением МТМ в Москве и Подмосковье, анализу законодательной базы и практических действий по координации усилий властей обоих регионов в этой сфере. По результатам анализа можно сделать вывод, что существование проблемы МТМ признается властями обеих субъектов, с обеих сторон предпринимаются попытки сотрудничества, вопрос МТМ учитывается в генеральных планах, законах и постановлениях, однако отсутствуют отчеты о каких-либо практических достижениях по данному направлению. Отдельно подчеркивается, что возникшие в последние время идеи административного объединения Москвы и Подмосковья не в последнюю очередь связаны с проблемами МТМ, как яблоко раздора между центром и областью, поскольку в единой системе решать вопросы оптимизации и управления потоками МТМ будет существенно легче.

Маятниковая миграция населения в России

Основной стимул, который заставляет людей бороздить просторы планеты в поисках лучшей жизни, это более комфортные условия жизни и возможность реализовать себя в профессиональной сфере. В современном мире к ним, к сожалению, еще прибавилась попытка спастись от войны и стихийных бедствий. Тем не менее иногда даже вопреки всем обстоятельствам большая часть планеты предпочитает вести оседлый образ жизни, выбираясь за пределы обитания исключительно в поисках заработка. К подобным процессам как раз относится такое понятие, как маятниковая миграция.

Обычно возникает такой процесс в тех регионах, где хорошо развитая инфраструктура и транспортная развязка позволяют жителям периферийных районов жить далеко от своего места работы. Так, еще в XIX веке существовала тенденция селиться в непосредственной близости от своего источника дохода. А вот уже век двадцатый внес некоторые изменения в этот процесс.

Как рассчитать маятниковую миграцию

Высказывается мнение об условности понятия маятниковой миграции и неправомерности его включения в понятие миграции населения; нередко в качестве маятниковой миграции рассматриваются передвижения не только на учёбу и работу, но и с культурно-бытовыми и рекреационными целями.

Миграции могут стать источником целого ряда отрицательных явлений и процессов: безработицы, межэтнических конфликтов, дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру в районах прибытия, уменьшения величины интеллектуального потенциала в районах выбытия, распространение преступности, разнообразных болезней и др.

Как рассчитать маятниковую миграцию

Населенные пункты, расположенные в районах области, прилегающих к Санкт-Петербургской агломерации, имеют наименьшие издержки времени и расходы на оплату проезда, что способствует усилению социально-экономических связей и обмену рабочей силы между ними и городом. Увеличение расстояния относительно Санкт-Петербурга приводит к снижению интенсивности перевозок и росту затрат на транспорт, что влияет на уменьшение размера маятниковых трудовых миграций жителей: Сосновоборского городского округа (ГО) (8%), Лужского (7%), Волховского (1%) районов (см. рис. 6). Избирательность метода расчета маятниковых трудовых миграций, связанная с условностью допущения о доле железнодорожных перевозок в пригородном сообщении в 50%, приводит к их более высоким значениям для таких районов области, как Приозерский (13%), Киришский (10%), в которых менее развиты иные виды транспорта. При этом нельзя однозначно утверждать об обратном характере зависимости между интенсивностью маятниковых трудовых миграций и удаленностью населенных пунктов от ядра агломерации. На основе данных табл. 3 следует, что доля маятниковых трудовых мигрантов в экономически активном населении определяется и другими факторами, в частности структурой экономики локальных рынков труда. Например, станции Сосново и Калище (г. Сосновый Бор) располагаются на одинаковом расстоянии (около 80 км) от Санкт- Петербурга. Однако доля маятниковых трудовых мигрантов в экономически активном населении на основе анализа железнодорожных перевозок в них различна и составляет 11 и 4%. Исходя из данных наблюдений, можно сделать вывод о том, что степень диверсификации экономики играет важную роль в вопросах занятости и сдерживании перемещения населения за пределы экономических микрорайонов. Низкий уровень развития производительных сил и их ориентация на узкий потребительский сегмент для отдельных локальных рынков труда области способствует усилению маятниковых трудовых миграций.

Рекомендуем прочесть:  Элементы после 18 лет

На долю железнодорожного транспорта в пригородном сообщении между городом и областью приходится 50% [Левадная и др., 2010, с. 26]. Поэтому для оценки общего количества маятниковых трудовых мигрантов по всем видам перевозок, число пассажиров, использующих пригородный железнодорожный транспорт с целью поездок на работу, было умножено на два. Причем данная операция носила избирательный характер. Это связано с особенностями транспортных систем районов Ленинградской области. В частности, из поселка городского типа (пгт.) Дубровка (железнодорожная станция Невская Дубровка) Всеволожского района выгоднее добираться до Санкт-Петербурга на автотранспорте (38 км), чем на электричке (63 км). Для г. Кириши, наоборот, расстояние по железной дороге будет короче на 45 км. Поэтому количество маятниковых трудовых мигрантов для данного направления рассчитано только на основе данных о пригородных железнодорожных перевозках. Для других населенных пунктов имеет место преимущественно параллельное направление железнодорожных и автомобильных магистралей, что оправдывает правомерность соотношения 50:50 при анализе распределения пассажиров по разным видам транспорта в пригородном сообщении. На основе полученных значений о количестве маятниковых трудовых мигрантов были даны оценки доли их численности в экономически активном населении для ряда районов Ленинградской области и в целом по региону (рис. 6).

Концепция Новой Москвы призвана сократить маятниковую миграцию в мегаполисе

«Это позволит снизить маятниковую миграцию, чтобы жители могли работать в Новой Москве, а не ехать каждое утро в исторический центр Москвы, создавая пробки, — сказал Жидкин. — Смогут работать, мы рассчитываем, и жители Южного Бутова и Солнцева, и Московская область — Подольский, Одинцовский район. Мы планируем построить радиальные связи и предложить им занять рабочие места на новых территориях».

Власти уделяют большое внимание развитию транспортной сети в Новой Москве. Новые маршруты наземного транспорта будут вводиться по мере возможности. «Планируется развивать все виды транспорта на новой территории. С северной и южной стороны новой Москвы проходит киевская и курская ветка — в программе расширение двух этих направлений. Планируется строить транспортно-пересадочные узлы. По поводу метро — оно уже строится в сторону Саларьево (Румянцево и Саларьево). Там же планируется постройка ТПУ. Кроме того, все знают, что идет развитие метро также вдоль Калужского шоссе. Дорожная инфраструктура — в этом году начнется реконструкция Калужского шоссе. По поводу рельсового транспорта — рассматриваем соединение Внуковского аэропорта с Астафьево. В текущем году по плану строительство 10 км дорог. Кроме того, планируем провести реконструкцию Астафьево. Хочу сказать, что к концу мая появится предварительный проект развития инфраструктуры Новой Москвы», — пояснил Жидкин.

Ссылка на основную публикацию