Пенсионный Возраст В Беларусии Для Женщины В 2021 Году

Пенсионный возраст в Беларуси: когда выходят на пенсию

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2020 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

В Беларуси заканчивается реформа по повышению пенсионного возраста

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Белоруссия пенсионный возраст для мужчин и женщин 2021

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Рекомендуем прочесть:  Трудовые споры возникающие между работодателем и работником рассматриваются

Облигации – это ценные бумаги, при помощи которых эмитент (тот, кто их выпускает) берет в долг средства у инвесторов, а последние получают шанс разместить и приумножить свои деньги. В Беларуси облигации выпускает Министерство финансов, банки, а также частные компании. При этом доходность этих бумаг зависит от рисков.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

В Беларуси пенсия состоит лишь из минимальной части государства, а разговоры о введении обязательных дополнительных пенсионных накоплений ведутся долгие годы. В декабре премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы»:

Порог страхового стажа также решили увеличивать во время пенсионной реформы. Хотя за последние годы он и без этого заметно вырос: до 2014 года страховой стаж составлял 5 лет, но его увеличили до 10 лет, а в 2015 году — до 15 лет. В 2021 году он составит 18 лет, а в 2025-м достигнет 20 лет для обоих полов. Впрочем, если сравнивать с другими европейскими странами, 20 лет страхового стажа в Беларуси — это немного. Например, жителям Чехии требуется 35 лет, чтобы рассчитывать на пенсию.

— Я бы предложила не увеличивать те 35% взносов, которые наниматели платят за работника в ФСЗН сейчас, а направить часть этих денег на обязательные пенсионные накопления, — отмечает Катерина Борнукова. — Но для этого нужно подумать, куда их вкладывать, ввести фондовый рынок. Во-вторых, нужно придумать, как финансировать дополнительный дефицит ФСЗН, который возникнет после того, как часть денег уйдет на накопления работников. Ведь только в этому году из республиканского бюджета в ФСЗН перечислили около 1 млрд рублей для того, чтобы поддержать его.

Эксперты считают, что это будет не последнее повышение пенсионного возраста в Беларуси. По их мнению, уже с 2023-го начнется второй этап реформы. Скорее всего, он коснется только женщин, ведь по данным Минздрава, в среднем женщины у нас живут до 78 лет, а мужчины — всего до 64 лет. Соответственно, и пенсии для женщин выплачивают куда дольше, что оказывается существенным фактором для нашей экономики. К слову, в правительстве вариант увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет рассматривали еще при разработке действующей пенсионной реформы, но в итоге от него отказались.

Пенсионная система многих развитых стран состоит минимум из двух частей: минимальная часть от государства плюс собственные накопления. Например, пенсионер в Дании получает две пенсии: минимальную от государства и частную, которая высчитывается пропорционально заработку человека. Если человек получал хорошую зарплату и имеет неплохие пенсионные накопления, государственная пенсия будет ниже. И наоборот. В итоге средний житель Дании получает на пенсии 65 — 70% от своего прошлого заработка, или примерно 2,5 тысячи евро в месяц. А в Нидерландах и вовсе трехуровневая пенсионная система: добровольное страхование, государственная и профессиональная пенсии.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Таблица выхода на пенсию — пенсионный возраст в Беларуси

Лидер государства А. Лукашенко в начале апреля 2016 года подписал указ, предусматривающий повышение возрастного порога выхода на пенсию на 6 месяцев ежегодно в период с по . Из этого следует, что возраст получения пенсионного пособия составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин.

Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

Изменения коснутся и людей с инвалидностью. С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более десяти лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на пять лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).

Такое повышение пенсионного возраста является плановым и поэтапным, а началось с 2017 года. С тех пор каждый год время выхода на пенсию будет увеличиваться на шесть месяцев, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин (это произойдет в 2022 году).

Кстати, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии, хотя это новшество на стадии обсуждения не поддерживали профильные министерства. А вот по учебе в вузе и декретному отпуску (их включение в страховой стаж также обсуждалось наряду со службой в армии), власти изменения не приняли.

Однако будет ли этот срок окончательный – пока не ясно. Ранее белорусские власти обсуждали вариант, что повышение пенсионного возраста продлится и после 2022 года, но только для женщин. Кроме того, с рекомендациями еще больше повысить возраст при выходе на пенсию выступил и Международный валютный фонд (МВФ).

Помимо того, что с 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, также увеличится минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей (для некоторых из них это может стать проблемой) и для людей с инвалидностью.

С 1 января в Беларуси в очередной раз увеличили возраст выхода на пенсию. Теперь для мужчин он составляет 62,5 года, для женщин — 57,5 лет. Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Рекомендуем прочесть:  Пенсионные накопления умершего человека

Повышение пенсионного возраста вряд ли стало для многих сюрпризом. Он постепенно растет до 2022 года и достигнет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Что же касается страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, то он будет повышаться до 2025 года и в итоге достигнет 20 лет и для мужчин, и для женщин.

Что нужно знать о пенсии, чтобы не сомневаться в правильности ее назначения и не проиграть материально

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются.

Периоды работы после 1 января 2003 года подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных, периоды работы до 1 июля 1998 года могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Когда до пенсии еще далеко, обо всех нюансах ее назначения, как правило, люди в подробностях не задумываются. А когда наступает время оформления пенсионной книжки, выясняется, что важных моментов немало. И для того чтобы не суетиться накануне наступающих на пятки сроков, лучше заранее все необходимое для себя прояснить.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году

Обязательный пенсионный возраст на три года поэтапно повышают и в случае со льготниками. От назначенных сумм могут отказаться граждане, которые продолжают работать. Тогда в будущем компенсация для них выплачивается на лучших условиях. За 60 месяцев можно повысить размер выплат в два раза, стандартно они составят 6-14%. Но нужно составить заявление, чтобы применяли именно такой порядок.

Повышение пенсионного возраста относят к мерам, направленным на снижение нагрузки для контролирующих органов. При условии грамотных реформ все граждане получают поддержку, вне зависимости от условий работы. Пенсионный возраст в РБ 2021 года на результаты тоже влияет.

Для таких работников схема по профессиональному пенсионному страхованию действует, начиная с 2009 года. До этого времени источником выплат служил общий фонд. Но понадобилось искать самостоятельный источник из других направлений, поскольку с каждым годом нагрузка продолжала расти.

Минимальный страховой стаж – обозначение времени, на протяжении которого за сотрудника перечислялись взносы в соответствующий фонд. 17,5 лет – действующая цифра на 2020 год. Планируется, что каждые месяцев эту цифру будут увеличивать на полгода. В 2025 году минимальная цифра должна равняться 20 годам.

Распределительная система выплат и активы граждан контролируются Правительством Республики Беларусь. Социальные гарантии разрабатываются для улучшения материального положения пенсионеров разной группы. 57 и 62 года для женщин и мужчин – стандартный возраст выхода на отдых на текущее время. Но есть и другие особенности в этом направлении, с которыми лучше ознакомиться заранее. Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году тоже продолжает меняться.

Родители, которые пользуются услугами няни, теперь могут оставлять детей с ней один на один на больший период времени — до 10 часов. Еще один бонус: семьи, в которых оба родителя либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы, теперь могут рассчитывать на услугу няни до исполнения ребенку 6 лет (до достижения школьного возраста) вместо 4 лет.

С 1 января ФСЗН будет частично компенсировать затраты нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите. Но при условии, что эти люди зарегистрировались безработными в течение 6 месяцев с даты их освобождения и не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение одного месяца (ранее — в течение трех месяцев) с даты регистрации в качестве безработных. Либо если они зарегистрировались в качестве безработных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Изменены нормативы оказания отдельных услуг территориальных центров социального обслуживания населения. Например, пересмотрены критерии для периодичности предоставления услуг по уходу за нетрудоспособными гражданами. Ориентир — потребности человека. Периодичность услуг будет закрепляться соответствующим договором.

Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно закону «О пенсионном обеспечении» взамен досрочной профессиональной пенсии согласно закону «О профессиональном пенсионном страховании».

Введены новые социальные услуги: ТЦСОНы теперь будут предлагать услугу дневного присмотра для граждан, которые уже не могут контролировать свое поведение, в том числе для страдающих деменцией. Появятся кружки на дому для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые по состоянию здоровья не могут посещать отделение дневного пребывания. Попали в перечень такие социально-бытовые услуги, как мытье посуды, чистка унитаза, мытье холодильника, а также услуга по обучению родственников навыкам ухода за нетрудоспособными гражданами.

С 1 января ФСЗН будет частично компенсировать затраты нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите. Но при условии, что эти люди зарегистрировались безработными в течение 6 месяцев с даты их освобождения и не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение одного месяца (ранее — в течение трех месяцев) с даты регистрации в качестве безработных. Либо если они зарегистрировались в качестве безработных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Изменены нормативы оказания отдельных услуг территориальных центров социального обслуживания населения. Например, пересмотрены критерии для периодичности предоставления услуг по уходу за нетрудоспособными гражданами. Ориентир — потребности человека. Периодичность услуг будет закрепляться соответствующим договором.

С 1 января 2021 года при назначении пенсии будет иначе рассчитываться трудовой стаж для женщин, имеющих четверых и более детей. Им в общий стаж может быть включено дополнительно еще три года — в общей сложности получится 12 лет. Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Чтобы поддержать родителей, которые ухаживали за детьми-инвалидами с третьей и четвертой степенью утраты здоровья, впоследствии признанными инвалидами с детства I группы, социальная пенсия для них увеличена почти в два раза — до 130% наибольшей величины БПМ пенсионера за два последних квартала (рост в январе с Br129 до Br253,7). При этом речь идет о тех, кто ухаживал за инвалидом не менее 20 лет.

Людям, которые находились на инвалидности I и II группы не менее 10 лет, требуемый страховой стаж снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. Если нахождение на инвалидности составляет 21 год и более, для трудовой пенсии по возрасту будет достаточно иметь 5 лет страхового стажа. Одновременно для инвалидов I и II группы, в том числе инвалидов с детства, снижен общий стаж для назначения пенсии по возрасту. Для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Порядок назначения пенсии начинается с момента получения от работника заявления о назначении пенсии по установленной форме (далее — заявление). Напомним, что работающие граждане обращаются за назначением пенсии через своих работодателей по месту последней работы .

Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.

С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:

На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.

Размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и уровня заработка, из которого уплачивались страховые взносы в ФСЗН. Конкретный размер пенсии, которую будет получать гражданин после выхода на пенсию, определяет орган, осуществляющий пенсионное обеспечение .

Ссылка на основную публикацию