Программа детей для инвалидов

Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов

Нами проведен анализ заболеваний (состояние на январь 2001 г.) 269 детей-инвалидов, длительно наблюдающихся в отделении социальной реабилитации центра социальной помощи семье и детям Благополучие Северо-Западного административного округа г. Москвы. Статистический анализ заболеваний, базирующийся на анатомической классификации, свидетельствует о преобладании детей с заболеванием ДЦП, болезнями органов дыхания (преимущественно бронхиальная астма) и опорно-двигательной системы: 30; 10; 8,7% от общего числа детей, соответственно). Дети с другими заболеваниями составляют (от общего числа больных детей, в%): заболеваниями сердца и сосудов – 5,2; олигофренией – 4,8; мозговой дисфункцией – 4,5; заболеваниями органов слуха – 3,8; заболеваниями эндокринной системы – 3,7; мочевой системы – 3,1; органов зрения – 2,7; эпилепсией – 2; заболеваниями хромосомной системы и нарушением обмена веществ – 2; болезнями крови — 2; онкологическими заболеваниями – 1,7; болезнью Дауна – 1,7; ревматизмом – 1,4; миопатией – 1,4; психическими заболеваниями – 1,4; гидроцефалией – 1; болезнями полости рта – 1; болезнями органов пищеварения – 0,6.
Анализ заболеваний с использованием МКБ-10 и группировки болезней в виде классов дает превалирование VI класса заболеваний (болезни нервной системы – у 41,6% от общего числа больных детей), ХVII -(врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения — 14,5%) и Х класса (болезни органов дыхания — 10,8%). Дети с другими заболеваниями (по классам болезней и от общего числа больных детей, в%): V – психическими – 6,7%; IV – эндокринными – 6,3; XIII – костномышечными – 4,5; VIII – болезнями уха – 4; XIV – мочевыводящих путей – 3,5; VII – глазными – 2,9; II – онкологическими – 2,6; III – крови и иммунной системы – 2,2%. Таким образом, возможно, требуется расширение сети именно неврологических, церебральных и бронхо-пульмонологических реабилитационных центров, интеграция работы женских консультаций с генетическими центрами. Несомненно, работа в таком направлении проводится, но необходима ее активизация.
Изучение заболеваемости детей-инвалидов в зависимости от возраста показывает наличие пиков заболеваемости (5-8 лет и 11-14 лет). Первая группа требует максимальных усилий в реабилитационных мероприятиях. В абсолютном исчислении в нашем центре наблюдаются больные дети: 18-летние – 4; 17 лет – 13; 16 лет – 15; 15 лет – 27; 14 лет – 33; 13 лет – 35; 12 лет – 28; 11 лет — 32; 10 лет – 19; 9 лет – 13; 8 лет – 15; 7 лет – 7; 6 лет – 9; 5 лет – 9; 4 лет – 6; 3 лет – 2; 2 лет – 2. Снижение количества больных в старшем возрасте связано с улучшением здоровья, снятием инвалидности и переводом во взрослые реабилитационные центры при достижении 18 лет.
Цель деятельности нашего отделения, в основе которой лежит медицинская, социальная, психологическая и культурная реабилитация детей-инвалидов — возврат их к активной жизни. При медицинской реабилитации мы придерживаемся определенной схемы: 1) ежегодная госпитализация в специализированные отделения клинических больниц или центров; 2) 1-2-кратные циклы реабилитации в году в отделении социальной реабилитации центра Благополучие; 3) санаторное оздоровление; 4) мероприятия в детской поликлинике, где базируется бюро медико-социальной экспертизы и на каждого ребенка составляются индивидуальные программы реабилитации инвалида (ИПР). ИПР — комплекс оптимальных для инвалида (в т.ч. и ребенка-инвалида) реабилитационных мероприятий, с определением их видов, форм, объемов, сроков и порядка реализации, направленных на: восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма; восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности. Об эффективности ИПР можно говорить только в том случае, если эта программа полностью реализована. ИПР ребенка-инвалида включает программы медицинской, педагогической, социальной реабилитации, профессиональной подготовки, а также психологической помощи семье. Объем и структура реабилитационных услуг ребенку-инвалиду в ИПР определяется с учетом медицинских, личностно-психологических и социально-педагогических факторов. Учитываются: анатомо-физиологические особенности детского организма; характер течения заболевания; степень нарушений функций различных систем организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности; реабилитационные возможности.
Отметим, что, по сравнению со взрослым контингентом, у детей ведущими видами деятельности являются игровая и учебная, в ходе которых происходит: моторное и познавательное развитие; формирование предпосылок развития личности; приобретение знаний и навыков привычной, в основном, бытовой деятельности (играющей важную роль в самообслуживании детей младшего возраста); обучение привычным трудовым навыкам, определенная профессиональная подготовка детей старшего возраста, что необходимо для участия в трудовой деятельности в будущем.
Работа в отделении социальной реабилитации, в штатах которого — врач-специалист, инструктор ЛФК, массажисты, социальный педагог, социальный работник, логопед, осуществляется групповым методом. Группы численностью 5-7 человек (по возрасту, виду заболевания) в течение месяца по 3-4 раза в неделю приходят в отделение на 2-3 часа, где последовательно применяются различные методы реабилитационных мероприятий: динамическое наблюдение врача, массаж, лечебная физкультура, трудотерапия, по показаниям — логопедическая коррекция, сенсорные воздействия (пребывание в игровой комнате со специальными световыми эффектами, ароматерапией, игрой с геометрическими фигурами и предметами). Когда ребенок находится в отделении реабилитации, матери могут проконсультироваться, побеседовать с врачом, логопедом, социологом. Практически каждая семья при необходимости получает квалифицированную помощь в специализированных медицинских центрах. Полученные при реабилитации ребенка результаты мы рекомендуем закреплять в домашних условиях, для чего матери снабжаются популярной медицинской литературой, методическими рекомендациями и наглядными пособиями. Важным является также обязательное закрепление достигнутого эффекта в санаторных условиях.
В настоящее время нами апробируется опыт кондуктивного подхода в реабилитации детей-инвалидов с различными формами ДЦП (наиболее сложная реабилитация) с использованием рекомендаций Московского Государственного Социального Университета и теоретических основ кондуктивной педагогики, разработанных А. Пете и другими специалистами Института кондуктивной педагогики и восстановительной терапии им А. Пете г. Будапешта [14]. Родители знакомятся с рекомендуемым распорядком дня ребенка,с досугом и играми, педагогически готовятся к реабилитации ребенка.
В микрорайоне Митино немалая численность больных с бронхиальной астмой, поэтому открыт астма-клуб Преодоление. Заседания совместно с детьми и родителями проходят в кафе (с угощением). Проводятся беседы с приглашением представителей медицинских фирм для ознакомления с новинками медицинских технологий в лечении астмы, проходят концерты.
Учитывая, что существуют внутренние источники развития человека (потенциал, полученный с рождения, врожденные рефлексы) и внешние источники (все то, что окружает детей и с чем они непосредственно и опосредованно взаимодействуют), другим неотъемлемым принципом работы центра мы считаем охват детей мероприятиями с раннего дошкольного возраста, что усиливает реабилитационный эффект.
Мы проводим работу по повышению уровня медицинской грамотности родителей – беседы, лекции, информация на медицинские темы (в т.ч. наглядная). Проходят уроки здоровья для детей и родителей, пропагандируется здоровый образ жизни. Освещаются социальные аспекты инвалидности; такие темы, как планирование семьи, врожденные аномалии, ранимая психика ребенка, “Жду ребенка”, критические периоды детства, “Если у вашего ребенка ДЦП”, “Научить жить с астмой”, “Диабет — это образ жизни”, “Тайны формирования болезней суставов”, “Что я знаю о нетрадиционной медицине”, “Новые технологии в медицине XXI века”, “Биоритмы и лекарства”. Проводятся и практические занятия (“Владею ли я первой медицинской помощью”).
Профессиональная ориентация ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями — больной вопрос для его семьи. Решая данную задачу, врач, социолог проводят беседы о профессиональной ориентации как с родителями, таки с детьми, начиная с 12-13-летнего возраста. Тем не менее, и для сотрудников центра, и для родителей вопрос остается сложным ввиду практического отсутствия сети учебных заведений для детей с умственными и физическими ограничениями.
Привлечение родителей к участию в социально-педагогической работе со своим ребенком, превращение их в соучастников реабилитационного процесса – также важнейшая задача, стоящая перед специалистом. Реабилитация не только ребенка, но и членов семьи, в которой находится ребенок с умственными или физическими недостатками, заключается в том, чтобы помочь им выйти из состояния хронического психологического стресса. Поэтому в отделении работают семейные клубы, где реализуют свои творческие способности дети и родители, устраиваются праздники (Здоровье в песнях сказках и стихах, Моя мама и др.), на которых семьи могут получить угощенье, а ребенок на память — сувенир. Апробирован также патронаж лежачих детей-инвалидов на дому с медицинским осмотром и вручением подарков. Мы поддерживаем связи со спонсорами.
Большое внимание уделяется социальной реабилитации. Мы стараемся сформировать у инвалидов способности к самостоятельной социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации и общественной интеграции. Каждый ребенок привлекается к участию в различных творческих мероприятиях, например, художественных выставках и презентациях.

Рекомендуем прочесть:  Инвентаризационная стоимость что это

Ухудшение социально-экономической обстановки неблагоприятно сказывается на здоровье детей. Проблема их инвалидизации является актуальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. На повестке дня дифференцированный подход при организации учебно-воспитательной работы и разработке комплексной системы оздоровления детей-инвалидов. Представляется, что внедрение МКБ-10 в изучение заболеваемости детей-инвалидов является сегодня необходимым для учреждений социальной защиты. Как своевременные и адекватные следует рассматривать организацию центров реабилитации при школах, которые позволят осуществлять помощь больным детям без ущерба для образовательного процесса и расширение сети колледжей и вузов для детей с ограниченными физическим возможностями.
Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике хронизации болезней у детей и их инвалидизации. Несмотря на высокий образовательный ценз родителей, лишь немногие из них получают сведения о состоянии здоровья детей из лекций и бесед медицинских работников, используют специальную медицинскую литературу. Для большинства родителей основной является информация знакомых и родственников. Необходима и разработка протоколов оценки медицинской активности родителей, имеющих больного ребенка, и рекомендаций по индивидуальной работе с родителями в целях повышения их медицинской грамотности в отношении профилактики хронических заболеваний у детей.
Забота о здоровье больного ребенка является непреложным законом как для здравоохранения, так и для всех государственных и общественных организаций, но следует обеспечить условия, при которых ребенок-инвалид (и его родители) ответственно относился бы к своему здоровью, своим поведением помогал организму и врачам справиться с недугом. Важным представляется межведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства для детей с ограниченными возможностями, объединение усилий органов управления здравоохранением, комитетов по вопросам семьи, матерей и детей, ученых ведущих научных медицинских учреждений.

Программа — Доступная среда — для инвалидов в 2019 году

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.

Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Рабочая программа по теме: Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Обеспечение максимально полного охвата детей — инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
Рекомендуем прочесть:  Вступление в права наследования по завещанию

Программа детей для инвалидов

а) Органы государственной власти обеспечивают детям-инвалидам получение общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Программа психологического сопровождения детей-инвалидов

Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально- психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся на основе рекомендаций ПМПК при необходимости написания индивидуальной адаптивной общеобразовательной программы.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися.
В школе организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа
с обучающимися, которая проводится учителем-логопедом, педагогом-
психологом, педагогами школы. Отбор в группы коррекционных занятий,
обучающихся для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования и с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума.

Адаптированная программа для ребенка инвалида

В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.

Базисный учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально — трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

Обучение детей-инвалидов

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Программа реабилитации инвалида составляется в соответствии с решением федерального учреждения МСЭ. В этой связи обращаться для получения карты необходимо в ту организацию, которая выдает свидетельство. Ею, как правило, является местное подразделение Бюро по медико-социальной экспертизе (БМСЭ).

Определение субъектов, ответственных за реализацию тех или иных пунктов программы, считается одним из ключевых моментов оформления карты. Исполнитель должен быть указан напротив каждого предусмотренного мероприятия. Новая форма ИПР предполагает особый порядок их определения. Ранее исполнителей указывала БМСЭ. В настоящее время бюро включает в карту только некоторых из них. К примеру, в разделе по обеспечению техническими средствами исполнитель указывается органом ФСС. Субъекты могут указываться и местной структурой соцзащиты.

Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе — Доступная среда

Санкт-Петербург активно развивает систему организации обучения детей с нарушениями развития, которые носят тяжелый или множественный характер (самостоятельно не передвигаются). Специальные (коррекционные) школы расположены в Адмиралтейском, Выборгском, Приморском, Петроградском и Калининском районах.

Тверская область активно оснащает техническим оборудованием центры, осуществляющие трудоустройство населения, и учреждения культуры. В основном было приобретено следующее оборудование: система вызова персонала, мнемосхемы, звукоусиливающее оборудование и ряд других технических средств, помогающих людям с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее.

Программа «Доступная среда»

  1. Гарантирование открытости для такой категории граждан госучреждений, необходимых для их жизнедеятельности. Цели подпрограммы – создание определенных предпосылок для получения объективной информации по вопросам ограниченных лиц, а также создание свободного доступа и качественного обслуживания в государственных учреждениях.
  2. Совершенствование систем по адаптации и абилитации таких граждан. Основная задача: создание и развитие отдельных отраслей промышленности для производства предметов, необходимых инвалидам для их более эффективной жизнедеятельности и сосуществования в обществе, а также определение и внедрение законодательной базы, регламентирующей и решающей проблемы таких людей.
  3. Улучшение медицинского контроля и экспертизы для инвалидов. Цели: организация более объективных методик проведения медицинского обследования таких лиц, а также предоставление им современной медицинской помощи.

Ответственный исполнитель социальной программы – Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники программы – различные госучреждения и ведомства. Например, Министерства связи, образования, строительства, промышленности, Пенсионный и фонд соцстрахования.

Ссылка на основную публикацию