Социальная абилитация и реабилитация

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 419 от 01.12.2014 г., вступившем в силу с 01.01.2019 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

  1. Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения.
  2. Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Психическая — помогает вернуть в общество полноценную личность, избавиться от депрессии и замкнутости.
  4. Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Дети с отклонениями по-разному воспринимают среду и соответственно адаптируются и проявляют себя в ней. Они особенные в адаптации в среде жизнедеятельности. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные возможности в саморазвитии. Абилитация направлена на совершенствование ресурсов его саморазвития, а также на развитие тех способностей, которые могли бы компенсировать имеющие у него недостатки, повышая возможности в адаптации и самореализации в проявлении.

Абилитации и реабилитация представляют собой определенную систему деятельности. Их рассматривают с различных позиций. Предметом особого внимания выступает социально-педагогический подход. Он определяет перспективу решения абилитационных (реабилитационных) задач средствами социальной педагогики.

Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

  1. Повышение скорости выздоровления;
  2. Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  3. Сохранение жизни инвалида;
  4. Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  5. Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  6. Восстановление профессиональных навыков.
  1. Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;
  2. Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  3. Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  4. Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  5. Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.
Рекомендуем прочесть:  Какие Документы Правоустанавливающие На Земельный Участок

Абилитация и реабилитация: в чем разница

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Социальная абилитация и реабилитация

  • психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция;
  • психотерапевтическая помощь;
  • социально-психологический тренинг;
  • психологическая профилактика;
  • социально-психологический патронаж.
  • Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
  • Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
  • Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

Тема 1

Другая форма патологической адаптации — стойкий депрессивный сдвиг настроения, который иногда сочетается с агрессивными, псевдосадистскими проявлениями и повышенной сексуальностью. Патологические реакции адаптации к болезни у подростков могут сопровождаться алкоголизмом, употреблением наркотических и токсических веществ, носящим псевдокомпенсаторный характер.

Проявления реакций компенсации и гиперкомпенсации крайне разнообразны, но мало изучены. К ним относят компенсаторные фантазии защищающего характера, компенсаторные игры, внешнюю показную браваду, нарушения школьной дисциплины, самооговоры из стремления завоевать авторитет, усиленные занятия интеллектуальными видами деятельности. Такие реакции наиболее часто возникают при ситуации эмоциональной депривации (у детей-сирот, при неполных семьях, при малом внимании близких к ребенку) и в случае «чувства неполноценности» при физических и психических дефектах.

Реабилитация и абилитация инвалидов: что это

Маленьким пациентам рекомендовано предоставление социально-бытовой помощи. Это позволяет маленькому ребенку научиться максимально полно обслуживать себя в бытовых условиях. Реабилитация должна быть социально-психологической. В детском возрасте рекомендовано проведение разнообразных развивающих занятий. Маленькому инвалиду рекомендуется предоставить социокультурную поддержку. Им необходимо посещение театров, концертов, экскурсий и т.д. Все вышеперечисленные мероприятия должны применяться в комплексе, что обеспечивает получение высокого результата.

Рекомендуем прочесть:  Карта студента для проезда

Благодаря абилитации обеспечивается формирование навыков и функций, которые облегчат жизнь ребенка в дальнейшем. Данный процесс рекомендовано применять для детей, которые имеют ограниченные физические возможности. При нарушениях в моральном здоровье взрослого человека также рекомендуется использовать абилитацию. С помощью абилитации ребенок учиться ставить перед собой цели и достигать их. Для малыша разрабатываются универсальные пути решения определенных задач, которые он может использовать в соответствии с состоянием своего здоровья. Благодаря абилитации человек учится компенсировать утраченные функции.

Что такое абилитация и реабилитация инвалидов

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2019 году подверглись существенным изменениям, причем многие специалисты утверждают, что это приведет только к положительным результатам. Индивидуальные программы будут эффективными для конкретного человека, поэтому можно ожидать оперативного и качественного восстановления или формирования навыков и способностей.

Новая система, которая позволяет определять инвалидность, обладает еще одной хорошей чертой, которая заключается в том, что сразу можно решить, какая индивидуальная помощь может быть оказана человеку. Если ему нужны умения и способности, которые вовсе у него отсутствовали, то ему назначается абилитация. В случае, если нужно восстановить утраченные навыки, то проводится реабилитация.

Реабилитация и абилитация инвалидов: что это, в чем разница, программа 2019

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10). исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро. В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

  • социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
  • педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
  • психический, применяемый для реабилитации личности;
  • медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.

Социальная абилитация и реабилитация

В Конвенции инвалидность понимается как эволюционирующее понятие, результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, препятствующее их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

В совокупности реабилитация и абилитация инвалидов должны быть направлены на полное устранение (в идеале) или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов (как минимум) в целях их социальной адаптации, в том числе достижение ими материальной независимости и свободной интеграции в общество.

Ссылка на основную публикацию