Компенсация за найм жилья

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г

3. Установить, что постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» в отношении сотрудников, на которых распространяется действие настоящего постановления, не применяется.

2. Установить, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники), замещающим должности младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, а также членам семьи таких сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, совместно с ними проживавшим, имеющим право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не обеспеченным жилым помещением специализированного жилищного фонда и не являющимся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения (далее — члены семьи погибшего (умершего) сотрудника), до истечения 3 месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения выплачивается в размере фактических расходов, но не превышающем размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения».

Компенсация за найм жилья

, вступающего в силу 1 января 2012 года, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется один раз за весь период службы в органах внутренних дел сотруднику, имеющему стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении при наличии у него условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Возмещение расходов сотрудникам органов внутренних дел по найму жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г.

Обоснование такое. От налогообложения НДФЛ освобождаются компенсации, установленные законодательством, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. К таковым относятся возмещение расходов на переезд на работу в другую местность (п.3 ст.217 НК РФ). Таким образом, от НДФЛ освобождаются только суммы возмещения расходов по переезду. Компенсация затрат иногороднему сотруднику по найму жилья под действие пункта 3 статьи 217 НК РФ не подпадает, а значит облагается налогом в общем порядке, заявили в Минфине.

Правила процедуры поднайма жилья военнослужащими

  • копию договора поднайма. Стоит отметить, что в этом документе в обязательном порядке должна находиться такая информация: сколько квадратных метров в квартире либо доме, какова стоимость арендной платы;
  • справку о составе семьи военнослужащего, которая предоставляется в самой воинской части;
  • выдержку из распоряжения, которая свидетельствует о зачислении военнослужащего в штат;
  • копии паспортов всех членов семьи, в том числе и самого военнослужащего;
  • если имеются несовершеннолетние дети необходимо также предоставление их свидетельства о рождении.

Для военнослужащего, который решил получить денежную компенсацию по договору поднайма открывается личный лицевой счет. На него будет ежемесячно поступать определенная денежная сумма. Сами номера лицевых счетов всех военнослужащих сохраняются в контролирующем подразделении воинской части до того момента, пока военным не предоставят в собственность недвижимость.

Основания для выплаты компенсации за найм жилья военнослужащим

  1. Соглашения в устной форме для получения компенсации недостаточно. Оно обязательно составляется в письменном виде между наймодателем и военным.
  2. В начале – название населенного пункта, в котором расположено жилье, дата подписания документа, Ф.И.О. сторон.
  3. Далее прописывается предмет соглашения и основные положения: временное пользование жилым помещением (сведения о нем: адрес, метраж, количество комнат и др.) на основании документа, устанавливающего право наймодателя заключать договор (доверенность, свидетельство о праве собственности).
  4. Цель найма — проживание.
  5. Срок: с какого числа по какое действует.
  6. Обязательства наймодателя (предоставление помещения в течение стольких-то дней после подписания документа; проверка сохранности имущества 1 раз в месяц в присутствии нанимателя; оплата коммунальных услуг, за исключение платы за свет и телефонных разговоров).
  7. Обязательства нанимателя (использование квартиры по назначению; соблюдение санитарных и технических правил проживания; проведение текущего ремонта за свой счет; своевременное внесение платы за пользование стационарным телефоном; нельзя сдавать жилье в поднаем; нельзя проводить перепланировку помещения без ведома наймодателя; обеспечение возможности ежемесячной проверки жилья наймодателем после получения предупреждения о визите; возмещение ущерба; возвращение квартиры, всех ключей от нее, имущества наймодателю по завершении действия договора.
  8. Затраты на улучшения, делающиеся в помещении без ведома наймодателя, им не компенсируются.
  9. Если наниматель произвел ремонт за свой счет с разрешения наймодателя, последний компенсирует квартиросъемщику затраты, когда срок найма заканчивается или договор расторгается.
  10. Указывается размер ежемесячного платежа, дата, не позднее которой нужно осуществить платеж.
  11. Обязательства наймодателя при необходимости изменить условия соглашения или прекратить его действие (письменное предупреждение квартиросъемщика за месяц; возвращение нанимателю денег за период, который он оплатил авансом; возмещение фактических затрат на переезд).
  12. Обязательство нанимателя при необходимости расторгнуть договор — письменное уведомление наймодателя за месяц.
  13. Наймодатель после расторжения договора не обязан возмещать ущерб нанимателю, если последним были нарушены условия найма, ухудшено состояние жилого помещения, внесение платы за аренду происходило с запозданием.
  14. Договор считается расторгнутым, если жилье становится непригодным для проживания по не зависящим от нанимателя причинам.
  15. Изменить и дополнить основной документ можно путем подписания дополнительных соглашений.
  16. Продление договора — за месяц до завершения действия текущего.
  17. Прописываются особые условия, если в них есть необходимость.
  18. Количество экземпляров документа — 2: один у наймодателя, другой у нанимателя.
  19. Дата подписания документа, паспортные данные сторон, Ф.И.О., подписи с расшифровками.
Рекомендуем прочесть:  Как Многодетной Семье Получить Жилье В Москве

В каком случае военнослужащим компенсируют затраты на съемное жилье? Не знающие своих прав военные, обычно, действуют так: по объявлению находят хозяина квартиры, желающего подзаработать при помощи своей недвижимости, устно с ним обговаривают условия: плату за коммунальные услуги, плату за пользование имуществом, правила проживания.

Компенсация за найм жилья

2. Денежная компенсация выплачивается членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, не обеспеченным жилым помещением специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники, и не являющимся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения.

1. Настоящие Правила определяют порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (далее — члены семей погибших (умерших) сотрудников).

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г

2. Денежная компенсация выплачивается членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, не обеспеченным жилым помещением специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники, и не являющимся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения.

1. Настоящие Правила определяют порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (далее — члены семей погибших (умерших) сотрудников).

Компенсация расходов по найму жилья в командировке при отсутствии подтверждающих документов: последние разъяснения порядка налогообложения НДФЛ

Указанная неясность была связана с тем, что в прежней редакции п.3 ст.217 НК РФ было прямо указано – оплата неподтвержденных расходов на жилье освобождается от обложения НДФЛ в пределах норм, установленных законодательством. При этом сами нормы законодательством установлены не были. В результате большинство бухгалтеров облагали НДФЛ выплачиваемые компенсации расходов по найму жилого помещения в период служебной командировки сотрудника, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов.

Но с 01 января 2008 года ситуация изменилась. Это изменение связано с новой редакцией п.3 ст.217 НК РФ (Федеральный закон от 24.07.2007г. №216-ФЗ), в которой были установлены нормы, в пределах которых компенсации командировочных расходов не облагаются НДФЛ, а именно:

Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде

Выплачивается ли компенсация за поднаём жилья молодой семье с ребёнком снимающим комнату (у посторонних лиц) если: муж прописан у своей матери, жена с ребёнком у матери жены проживают все в одном городе,своей жилой площади не имеют, муж является работником силовых структур

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

О размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы

Из второго примера видно, что суд связал размер выплаты компенсации за наем (поднаем) жилья с местом расположения занимаемого по договору поднайма жилого помещения, а не с местом прохождения военной службы военнослужащим.
Таким образом, даже профессиональные правоприменители — судьи в двух похожих случаях совершенно по-разному интерпретировали положение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 и приложение N 2 изданного в его развитие приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235. Причиной тому стало наличие в указанных документах коррупциогенных норм права, в частности широты дискреционных полномочий. Такое утверждение можно сделать ввиду того, что в приведенных документах не определены условия или основания принятия решения о размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы.
С одной стороны, свое право на свободу передвижения военнослужащие реализуют с некоторыми ограничениями с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Конкретизируя это правило, ст. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что порядок выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяется командиром воинской части исходя из необходимости поддержания боевой готовности и обеспечения своевременности прибытия указанных военнослужащих к месту службы. Напомним, что до 2008 г., согласно требованию ст. 243 ранее действовавшего Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(9), выезд указанной категории военнослужащих за пределы гарнизонов осуществлялся лишь с разрешения командира воинской части, а зачастую только с отпускным билетом. И многие командиры воинских частей определяют выезд за пределы гарнизона в таком же порядке и в настоящее время.
С другой стороны, служебные жилые помещения закон разрешает предоставлять военнослужащим не по месту прохождения ими военной службы, а в ином близлежащем населенном пункте (абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В связи с тем что критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащих в вопросах жилищного обеспечения военнослужащих до настоящего времени ни одним органом власти не определены, жилье военнослужащему может быть предоставлено командованием даже за пределами местного гарнизона. Изложенное означает, что проживание военнослужащего в отличном от места дислокации воинской части населенном пункте стало обыденной реальностью, соответствующей действующему законодательству. Реализация жилищного права военнослужащего на доступное жилье (по критерию оплаты) признается законной в случае его проживания на некотором удалении от места дислокации его воинской части или в другом гарнизоне. Однако здесь инициатива выбора близлежащего населенного пункта, где военнослужащий будет проживать в служебном жилье, принадлежит командованию. Вопрос же о правомерности самому военнослужащему избирать конкретный, по его мнению, близлежащий населенный пункт, где он имеет возможность осуществить наем (поднаем) жилья, в настоящее время остается дискуссионным.
Причиной противоречий является как раз размер компенсации за наем (поднаем) жилья. На практике боязнь быть привлеченным за возможную переплату денежных средств к юридической ответственности толкает командиров воинских частей в такого рода неоднозначных ситуациях на принятие решения об отказе подчиненным в удовлетворении их рапортов о выплате указанной компенсации в большем размере, чем предусмотрено при найме (поднайме) жилья в месте дислокации воинской части, хотя прямого запрета на это законодательство не содержит*(10). Более того, в случаях осуществления найма (поднайма) жилого помещения в местности, где размер указанной компенсации ниже, критерием определения максимальной суммы компенсации, по мнению командования, будет уже не место дислокации воинской части, а именно местность, где военнослужащий снимает жилую площадь, т.е., в первом случае командование мотивирует отказ, ссылаясь на то, что в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 идет речь о пункте постоянной дислокации воинской части, а во втором — воинские должностные лица утверждают, что Постановление N 909 устанавливает максимальную величину выплаты исходя из места расположения жилого помещения.
Рассматривая данный вопрос, необходимо также остановиться на мнении финансовых органов Министерства обороны Российской Федерации по этому вопросу. Так, в телеграмме от 29 марта 2010 г. (исх. N 180/2/5/553), подписанной заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе В. Чистовой, указано следующее: «…исходя из того, что территориальное ограничение найма (поднайма) жилых помещений действующим законодательством не предусмотрено, военнослужащие вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором они проходят военную службу. Таким образом, в случаях, когда военнослужащие осуществляют наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором они проходят военную службу, выплату денежной компенсации следует осуществлять на основании представленного договора найма (поднайма) жилого помещения, то есть фактического адреса снимаемого жилого помещения»*(11). Подобную правовую позицию занимает и Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации, что следует из письма, подписанного врид начальника данного управления В. Рымашевским 29 мая 2009 г. (исх. N 207/670), в адрес заместителя руководителя департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации.
В поддержку данного вывода можно привести еще и следующие доводы. Отношения коммерческого найма жилого помещения регулируются нормами гл. 35 ГК РФ. В соответствии со ст. 1 данного Кодекса гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Жилищные отношения также строятся на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями (ст. 1 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, к правоотношениям по найму (поднайму) жилого помещения применим принцип частного права «разрешено все, что не запрещено законом». Следует сделать оговорку о том, что правоотношения по оплате компенсации за наем жилья военнослужащим регулируются также и нормами публичного права, основанного на методе властных полномочий. При этом, публичные административно-правовые методы правового регулирования сочетаются с методами частного права, где господствует метод дозволения. При таком регулировании действует несколько иная формула, нежели в публичном праве, а именно формула, согласно которой «разрешено все, что прямо не предписано или не запрещено законом»*(12).
Таким образом, по мнению автора настоящей статьи, у командиров воинских частей есть все основания выплачивать подчиненным военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения исходя из предельного размера данной компенсации по месту расположения снимаемого военнослужащим жилья.

Рекомендуем прочесть:  Регистрация иностранного гражданина по трудовому договору по совместительству

Пример 2
20 апреля 2010 г. гарнизонный военный суд удовлетворил требования военнослужащего к командиру воинской части, связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за поднаем жилья в размере 15 000 руб. При рассмотрении данного спора судом было установлено, что заявитель проходит военную службу в п. Большая Ижора Ленинградской области, жильем не обеспечен, зарегистрирован по месту жительства по адресу своей войсковой части в п. Большая Ижора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.
«В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах*(7). Исходя из п. 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909*(8) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации.
Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что заявитель, не обеспеченный для проживания постоянным жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации как по месту службы, так и в близлежащем населенном пункте — г. Санкт-Петербурге, может претендовать на получение денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 15 000 руб., поскольку такое право предусмотрено для военнослужащих, не обеспеченных по месту военной службы или в других близлежащих населенных пунктах в установленном порядке жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, к каковым заявитель безусловно относится.
Поскольку в судебном заседании было установлено и сторонами не оспаривался то факт, что арендовать заявителю жилое помещение в п. Большая Ижора не представилось возможным, он был вынужден снимать его в близлежащем населенном пункте — г. Санкт-Петербурге. При этом, следует признать, что реальная стоимость аренды жилого помещения в п. Большая Ижора и в г. Санкт-Петербурге практически равна ввиду незначительной отдаленности от границы города — 4,5 километра».

Как компенсировать расходы по найму жилья

Социальные выплаты на оплату жилья устанавливаются Федеральным законодательством и местными органами самоуправления по региону. Оплата найма жилья производится согласно трудовому договору и служебной инструкции. В обоих случаях возмещение расходов производится согласно устанавливающих документов, проверяемых отделом социальной защиты или бухгалтерией предприятия (части). Выплаты производятся после установления фактических затрат, в некоторых случаях (служебная командировка) могут предоставляться предварительно, с последующей отчетностью.

Кроме компенсации на оплату жилья льготным категориям в сферу социальной защиты включена субсидия для нуждающихся граждан. Если семья оплачивает ЖКХ в размере 22% от совокупного дохода, то она имеет право на социальную поддержку, ст. 159 ЖК РФ. Рассчитать возможность получения субсидии можно, обратившись в отдел социальной защиты и предоставив документы на собственность квартиры, трудовую книжку, справку о доходе, о составе семьи и оплаченную квитанцию за последний месяц.

Ссылка на основную публикацию