Организация Начала Проводить Соут В 2021г А Закончила В 2021 Году

Организация Начала Проводить Соут В 2021г А Закончила В 2021 Году

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Организация Начала Проводить Соут В 2021г А Закончила В 2021 Году

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Согласно ст. 3 закона № 426-ФЗ можно не проводить СОУТ только в нескольких категориях рабочих мест: деятельность на удаленке (фриланс), на дому, услуги физическим лицам, религиозным организациям. В остальных случаях оценка рабочих мест должна проводиться. С 2021 года стало обязательным проводить СОУТ и отчитываться перед контролирующими органами. При этом не имеет значения, окончился ли срок действия предыдущей проверки.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2021).

— На что руководителям предприятий и организаций следует обратить особое внимание с наступлением 2021 г.?
— Учитывая результаты проверок 2021 г., а также итоги расследования несчастных случаев, работодателям необходимо обратить особое внимание:
— на развитие культуры безопасности труда посредством пропаганды требований охраны труда, обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ;
— на обеспечение соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, локальных нормативных актов на всех уровнях управления, а также работниками рабочих профессий.
Главное — обеспечить надлежащие планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда, организацию работы по охране труда, управление профессиональными рисками. Иначе говоря — регулярное проведение серьезной организационной работы и применение необходимых инструментов, которые позволяют достичь благополучия работников на всех уровнях трудовой деятельности.

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Привлечь к ответственности за нарушение обязательного условиях специальной оценки условий труда – это отсутствует информация о соут в трудовом договоре, а также о компенсациях и гарантиях. Сотрудник должен иметь право в любой момент открыть этот документ и посмотреть, не нарушаются ли его права, об этом можно посмотреть в письме Минтруда № 15-1/ООГ-2516 от 14.07.2016г.

То есть они являются оптимальными или допустимыми, по этим должностям нет необходимости производить дополнительные компенсационные выплаты и прочее. Мы уже говорили о том, что работодателю это выгодно, но не стоит экономить на работниках, потому как это может «выйти боком». Не стоит забывать о жизни и здоровье ваших подчиненных, лучше улучшайте им условия труда, тем самым достигая большей выгоды.

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Когда подходит окончание срока действия декларации на данных рабочих местах, и не было зарегистрировано несчастных случае или профессиональных заболеваний, то она считается автоматически продленной. Делать в этом случае ничего не требует, никаких подтверждающих бумажек не нужно. То есть, если у вас по результатам СОУТ все рабочие места декларативные, вредности нет, то специальная оценка также считается продленной. Это правило не распространяется на вредников.

Да, каюсь грешна, с первой своей специальной оценкой практически прозевала срок подачи декларации соответствия условий труда в ГИТ. Почему практически? Потому что, вспомнила о том, что декларации должны быть зарегистрированы в ГИТ за несколько дней до окончания выделенного законом срока. У меня оставалось буквально два дня, а если опоздать, то можно «нарваться» на штраф до 80000 рублей.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.

Эксперт заносит результаты идентификации в протокол, который после утверждает комиссия по проведению специальной оценки. Если эксперт не нашел вредных или опасных производственных факторов, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения не проводятся.

  1. С работником произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц.
  2. У работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе.
  3. В ходе проверки трудовая инспекция выявила нарушения норм охраны труда.

Утверждение перечня рабочих мест. До начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Вакантные места в перечень включать не нужно — на них спецоценка не проводится. Единой формы этого перечня нет, поэтому компания может составить его в произвольной форме. Закон содержит обозначения рабочих мест, которые стоит учесть при составлении перечня.

В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется заново провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2020 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» с начала года вступили в силу новые правила по охране труда, в том числе Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (Приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н), Правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) и пр.

1 января 2021 года вступили в силу около 40 приказов Минтруда России, которые вводят новые правила по охране труда. В связи с этим работодатели должны организовать обучение сотрудников и внеочередную проверку знаний в объеме утвержденных изменений, которые коснулись деятельности их работников. Таково требование п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

В Письме от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 Минтруд разъяснил, что работодатель может организовать внеочередную проверку знаний силами своей комиссии, если она создана в соответствии с Порядком обучения по охране труда. При этом члены комиссии обязаны пройти обучение в сторонних учебных центрах.

Организации обязаны провести внеплановый инструктаж по охране труда с теми сотрудниками, которых коснулись изменения. Определите объем и содержание инструктажа. Программу утвердите приказом работодателя. Инструктаж сопровождайте демонстрацией безопасных приемов и методов труда.

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Рекомендуем прочесть:  Реестр договоров долевого участия в строительстве

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Вопрос: Облагается ли НДФЛ бесплатная выдача сотрудникам молока (равноценных пищевых продуктов) за работу во вредных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась или по результатам такой оценки (аттестации) условия не были признаны вредными (п. 1 ст. 217 НК РФ (до 31.12.2019 включительно — п. 3 ст. 217 НК РФ), ст. 222 ТК РФ)?
Посмотреть ответ

Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

В частности, указано, что после вступления в силу приказа N 988н/1420н и приказа N 29н работник подлежит направлению на обязательные медицинские осмотры в случае, если он выполняет работы и (или) подвергается воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, которые поименованы в вышеперечисленных приказах.

Также Минтруд отметил, что с учетом положений статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ вступление в силу с 1 апреля 2021 г. приказа N 29н, регулирующего порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, который принят взамен приказа N 302н, не может являться основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Кроме того, Федеральным законом N 426-ФЗ не установлен порядок внесения изменений в карты СОУТ в связи со вступлением в силу новых нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих проведение медицинских осмотров.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2020 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Специальная оценка условий труда в 2021 закон

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

  • наличие в организации неменее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
  • аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

Основные этапы проведения Специальной оценки условий труда 2021

Процедура специальной оценки условий труда, введенная в России с 2014 года, подразумевает серьезную проверку всех рабочих мест предприятия. Подготовка к этому мероприятию — процесс, также требующий ответственности и внимания со стороны как руководителя организации, так и инженеров по охране труда.

  • изучение инструкций по эксплуатации используемого оборудования;
  • анализ процесса производства;
  • экспертиза сырья;
  • проверку наличия и соответствия всех необходимых документов на оборудование, технологии, сырье и материалы;
  • анализ результатов предварительных испытаний и экспертиз.

Следует помнить, что в отношении некоторых рабочих мест (медицинские работники, экипажи морских и воздушных судов, спортсмены, актеры театра и кино, музыканты, цирковые артисты, водолазы, верхолазы, спасатели, работники ядерных производств) действует Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей». Условия труда на рабочих местах этих сотрудников нестандартны, и спецоценка для них проводится с учетом этого фактора.

При подготовке к проведению СОУТ возможно заключение договора сразу с несколькими организациями. Возможно — но не рекомендуется, поскольку эксперты одной и той же организации смогут выполнить работу гораздо быстрее и согласованнее. Но это, в любом случае, вопрос финансов работодателя.

Второй шаг – выезд на место проведения работ, обход рабочих мест, просмотр оригиналов документов (перечисленных в таблице выше), необходимых для проведения специальной оценки условий труда. В том случае, если работнику полагается выдача смывающих, обезвреживающих средств или согласно типовым отраслевым нормам – средств индивидуальной защиты, предоставляются следующие документы:

Рекомендуем прочесть:  Наследство по завещанию сколько платить

Что делать, если условия труда изменились, а в 2020 году результаты СОУТ продлеваются

  • система ФГИС СОУТ автоматически присваивает работодателю номер в системе , который оценщик обязан ему сообщить до начала работ по оценке;
  • работодатель издает приказ о проведении оценки и создании специальной комиссии;
  • оценщик проводит спецоценку , и предоставляет по результатам работодателю отчет, в котором обязательно указывается идентификационный номер работодателя во ФГИС СОУТ;
  • комиссия работодателя подписывает отчет . Также его должен утвердить председатель комиссии в срок не позднее 30 дней с момента его направления оценщиком;
  • работодатель организует ознакомление работников под роспись с отчетом оценщика. Срок — в течение 30 дней с момента его утверждения председателем комиссии.;
  • руководитель работодателя в течение 3 дней с момента утверждения отчета обязан об этом уведомить оценщика путем направления заказного письма, либо электронно с использованием усиленной электронно-цифровой подписи;
  • работодатель обязан разместить результаты оценки на своем официальном сайте с учетом требований, указанных в п. 6 ст. 15 ФЗ № 426-ФЗ;
  • в соответствии с Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н работодатель обязан подать декларацию в отношении рабочих мест с оптимальными (1 класс) и допустимыми (2 класс) условиями труда . Срок предоставления — 30 дней с момента утверждения отчета.
  • полное и сокращенное наименование организации-работодателя или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • данные о руководителе;
  • адрес компании, ИНН, ОГРН;
  • если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале организации, который действует без образования юридического лица, адрес указывается основного подразделения компании;
  • должны быть перечислены наименования должностей или специальностей тех сотрудников, чьи рабочие места декларируются. Обязательно указание кодов этих специальностей;
  • численность работников на основании данных карты спецоценки (третий раздел отчета);
  • индивидуальные номера рабочих мест на основании карты СОУТ, их можно взять из первого графы перечня служебных мест, на которых проводилась СОУТ (раздел два отчета);
  • аналогичные рабочие места. Их следует отметить литерой А (четвертая графа перечня из второго раздела отчета);
  • результаты СОУТ по декларируемым местам;
  • реквизиты экспертного заключения и фамилия с инициалами эксперта.
  • с работником не произошел несчастный случай, либо он произошел по вине третьих лиц;
  • здоровье работника не ухудшилось из-за вредных производственных факторов, не выявлено профессионального заболевания;
  • в отношении работника не выявлено нарушений норм трудового права, норм об охране труда, иных нормативных правовых актов.

Продлевать специальную оценку условий труда предстоит как в случае окончания срока оценки, так и в случае изменений условий труда. Правда, до 1 октября пока действует отсрочка, согласно ПП от 11.06.20 № 849 , если срок оценки истек в период с апреля по сентябрь этого года.

Если декларация не будет своевременно подана в ГИТ, юрлицо или ИП можно оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей . За повторное нарушение размер штрафа возрастает до 200 тысяч рублей . Кроме того, инспекция может приостановить деятельность компании на срок до 90 дней.

Как часто проводится специальная оценка условий труда

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

Изменения законодательства в области охраны труда в 2021 году

Это связано в первую очередь с тем, что в конце прошлого года завершился крупный проект регуляторной гильотины, предполагающий пересмотр действующей нормативной базы на предмет упразднения правовых актов, содержащих избыточные, устаревшие или дублирующиеся требования. Разумеется, сфера ОТ не оказалась исключением: здесь действует так много правовых актов общего и отраслевого характера, что таких проблем уже накопилось внушительное количество. Поэтому в интересующей нас сфере объем выполненного пересмотра действующего законодательства имел весьма заметные результаты.

  • Постановление Правительства от 26 августа 1995 г. № 843, которое содержало список типовых мер по достижения требуемого уровня безопасности труда работников;
  • Постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. № 162, содержавшее список должностных позиций, запрещенных для женщин по причине тяжелых условий работы;
  • порядка 180 стандартных инструкций по охране труда для разных сфер;
  • рекомендации по организации работы по охране труда уполномоченных сотрудников, выступающих представителями профсоюзной организации или рабочего коллектива;
  • ряд ключевых приказов Минтруда, которые устанавливали правила ОТ для конкретных областей деятельности – например, отлично известный приказ Минтруда от 28 марта 2014 года № 155н, определявший правила выполнения работ на высоте;
  • пункт 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, который допускал возможность использования неаттестованных методик для выполнения замеров вредоносных факторов при выполнении спецоценки условий труда;
  • другие нормативные акты по ОТ.

К началу 2021 года Правительством, Минтрудом и подведомственными ему организациями проделана большая работа по актуализации нормативной базы и разработке обновленных правовых документов, вводящих оптимизированные требования в области охраны труда к российским организациям. Здесь приводится сравнительная таблица изменений по охране труда 2021 года, которая включает наиболее значимые нововведения.

  • обязательный характер спецоценки для организаций, кроме тех, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками. Порядок организации и выполнения СОУТ по-прежнему регулируется положениями федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ;
  • введение должности инженера по ОТ или профильной службы на предприятиях, имеющих больше 50 работников;
  • организация регулярных инструктажей по охране труда для работников предприятия, а для некоторых категорий сотрудников – расширенного обучения по программам охраны труда по профилю их деятельности. Согласно совместному постановлению Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года для организации такого обучения следует разработать инструкции по охране труда с новыми изменениями;
  • выдача работникам защитных средств, обеспечивающих минимизацию вредоносного воздействия производственных факторов, присутствующих на рабочих местах. Нормы выдачи и номенклатура таких средств устанавливаются положениями приказа Минтруда от 09.12.2014 № 997н;
  • финансирование оплаты страховых взносов на обязательное страхование персонала предприятия от производственных травм и профессиональных заболеваний согласно нормативам федерального закона от 25.12.2018 N 477-ФЗ;
  • другие нормы законодательства.

Приведенный список, конечно, далеко не полон и включает только самые важные правовые акты, которые были отменены с 1 января 2021 года. Полный перечень изменений по охране труда в 2021 году, содержащий указания на отмененные нормативные акты, определен постановлением Правительства от 4 августа 2020 г. № 1181.

Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).

  1. Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
  2. Выборочный контроль.
  • Все проверки будут фиксироваться онлайн

С 1 июля контролирующие органы смогут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня. Внимание: такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!

  1. политика работодателя в области охраны труда;
  2. цели работодателя в области охраны труда;
  3. обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  4. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
  • подготовку работников по охране труда;
  • организацию и проведение оценки условий труда;
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
  1. планирование мероприятий по реализации процедур;
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  4. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  5. управление документами СУОТ.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).

Ссылка на основную публикацию