Содержание
- 1 Электронный листок нетрудоспособности
- 2 Электронный больничный: быстрее, проще, надежнее
- 3 Электронный больничный — как он работает для кадровиков
- 4 Как получить электронный больничный
- 5 Электронный больничный 2019: взаимодействие с ФСС и расчет в программах 1С
- 6 Электронные больничные листы с 2019 года: новый порядок для всех
- 7 Инструкция: как работать с электронными больничными
- 8 Электронный больничный лист с 1 июля 2019 года
- 9 Электронный больничный лист в 2019 году
- 10 Работник «принес» электронный больничный… Что делать
Электронный листок нетрудоспособности
Теперь работник предприятия не сможет потерять выданный ему медицинской организацией электронный листок нетрудоспособности, ему не надо будет беспокоится о том, что он может его испортить (помять, порвать и т.п.), а в случаях утери информации о номере своего электронного листка нетрудоспособности зайти в свой личный кабинет и посмотреть необходимую информацию.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) электронного листка нетрудоспособности, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями медицинского работника и медицинской организации, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности.
Электронный больничный: быстрее, проще, надежнее
Предложение вынесло Министерство труда и Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), который и помогает осуществлять проект на деле. По мнению авторов проекта, он поспособствует оптимизации процедуры обмена сведениями при формировании листка нетрудоспособности.
Электронные листки нетрудоспособности стали выдаваться в некоторых субъектах Российской Федерации с 2014 года в качестве эксперимента. После такого теста успешный «пилот» утвердили в формате нормативного правового акта и стали внедрять в большем количестве регионов России с осени 2015 года. Первыми на электронный больничный стали переходить Москва, Белгородская и Астраханская области.
Электронный больничный — как он работает для кадровиков
С появлением электронных больничных в работе кадровиков кардинальных изменений не предвидится. В их функции по-прежнему входит заполнение в листке нетрудоспособности необходимых данных: о страховом стаже, условиях исчисления пособия и др. Перечень заполняемых кадровиком сведений в больничном листе устанавливается внутрифирменным локальным актом (регламентом, инструкцией, приказом).
Действия кадровиков по заполнению электронного больничного листа не описаны в федеральных нормативных актах. А отдельные фирмы не имеют в штатном расписании должности кадровика, и его функции выполняет бухгалтер или иной специалист. Количество и состав сотрудников, участвующих в оформлении электронного больничного, а также иные необходимые регламенты компания прописывает и утверждает на свое усмотрение.
Как получить электронный больничный
- Экономия времени пациента, затрачиваемого на сбор подписей и печатей в разных организациях. Он избавится от лишнего ожидания своей очереди на прием к лечащему специалисту при получении или закрытии больничного листа. Заполнение электронного больничного листа требует около 2 минут, так как исключается дублирование сведений, вносимых при заполнении медицинской карты пациента и бумажного листа нетрудоспособности.
- Оперативное предоставление денежных средств после закрытия больничного. Работнику не нужно ждать зарплаты или аванса, он получает деньги на банковскую карточку либо почтовым переводом.
- Сохранность. Исключение вероятности потери или повреждения документа.
- Наименование организации и занимаемая должность – вписываются в специальные ячейки по установленным правилам.
- Форма организации – ставится отметка о виде работы (постоянная или по совместительству).
- Регистрационный номер и код подчиненности организации.
- Идентификационный номер – заполняется в случае, если у сотрудника нет ИНН или он берет отпуск по беременности (родам).
- Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – указывается номер свидетельства, предоставляемый Пенсионным Фондом.
- Страховой стаж и нестраховые периоды – отмечается количество полных лет, на протяжении которых осуществлялись отчисления в ФСС. Нестраховыми считаются сроки прохождения службы.
- Средний заработок – указывается в листе, начиная с первой ячейки. Делается это так, чтобы не было возможности изменить данные.
- Размер пособия – прописываются сведения о выплатах, произведенных в первые три дни больничного, а также сумма, предоставляемая ФСС.
- Общее количество денежных средств, выдаваемых сотруднику на руки.
- Условия начисления – устанавливается специальный код от 43 до 51 (при необходимости прописывается несколько).
Электронный больничный 2019: взаимодействие с ФСС и расчет в программах 1С
В общем, дивиденды неплохие. Начнем с того, что заполнение документов на компьютере удобнее и проще, поэтому бухгалтерам компаний не придется сталкиваться с ошибочно оформленными медиками больничными, бояться претензий ФСС и обращаться туда с запросами по поводу оплаты сомнительных листов.
Об ошибочной переплате или недоплате пособия, исправлениях и изменениях информации в больничных можно уже не вспоминать. Понятно уже, что эта работа – нелегкий участок бухгалтерского труда, а перевод больничных в электронный формат его значительно облегчит. Не зря же пилотный проект ФСС в нескольких регионах, где новая система по обмену сведениями для выдачи ЭЛН проходила «обкатку», признан успешным.
Электронные больничные листы с 2019 года: новый порядок для всех
Возможно, до нового года к проекту присоединятся и другие регионы России. Сейчас идет разработка законодательных актов, в которых будет описано функционирование системы. После того как все необходимые поправки будут внесены в правовое поле, продвижение проекта будет идти быстрее и проще. Когда введут окончательно электронные больничные? Планируется, что это произойдет в течение 2019 года.
Этот номер сотрудник сообщает работодателю, у которого есть доступ к электронной системе. Органы ФСС уже в курсе о сложившейся ситуации и будут знать данные работника. Им информация поступит при выписке больному электронного листка потери нетрудоспособности.
Инструкция: как работать с электронными больничными
Заполнить больничный листок можно как в личном кабинете на сайте ФСС России, так и в специальной программе от ФСС. Если вы выбрали второй вариант, скачайте программу «Подготовка расчетов для ФСС» и установите на свой компьютер. Там же вы можете скачать инструкции по работе с программой.
Сначала зарегистрируйте руководителя организации на портале госуслуг как физическое лицо и получите подтвержденную учетную запись. Это последний (третий) уровень, который дает доступ ко всему функционалу портала. Чтобы его получить, руководитель должен подтвердить личность. Для этого он может:
Электронный больничный лист с 1 июля 2019 года
Получить электронный больничный лист можно с 1 июля 2019 года. Именно с этого дня действует новый Закон с изменениями в вопросе оформления документов о временной нетрудоспособности. Теперь больничные листы можно выдавать не только в классическом варианте (на бумаге), но и в электронной форме. Интересно, но оформление электронных документов было доступно и раньше, но только в тестовом режиме. С начала июля оно получило законную силу.
Планируется, что переход на новый тип больничных листов значительно облегчит жизнь работникам отдела кадров и бухгалтерии. Теперь нет необходимости проверять корректность оформления и заполнения документов, вносить данные для расчета больных, а также искать место для хранения многочисленных бумажных бланков с больницы. С другой стороны, введение электронных листов не освобождает от работы — некоторые манипуляции все-таки придется делать.
Электронный больничный лист в 2019 году
Первые электронные больничные листы начали применять в 2014 году в тестовом режиме. Проект запустили в некоторых регионах России (в Астраханской, Белгородской и Московской области). В 2019 году проект был запущен также и в Крыму. Таким образом был введён тестовый электронный больничный лист и регионы, которые были включены в такой проект, смогли оценить его. Кроме прочего, в проекте указано, что в 2019 году постепенно будут вводить электронные больничные и на остальной территории страны. Благодаря этой мере можно будет максимально чётко, быстро и верно синхронизировать данные, обеспечивать связь между разными медицинскими учреждениями и страховыми компаниями.
Проектом «Электронный больничный» предусматривается обязанность медперсонала (обычно медсестёр) выписывать больничный. Это позволяет доктору больше внимания и времени уделять пациенту. Документ является электронным бланком, который заполняют посредством установленной компьютерной программы. Работа с этой системой будет помогать медучреждениям переходить на новый уровень работы с документами. Такой переход нуждается в полной модернизации технических и организационных процессов.
Работник «принес» электронный больничный… Что делать
По своему усмотрению работодатель может выбрать наиболее удобный для него способ оформления электронного больничного. В любом случае возможность ошибок и время на переоформление больничного можно исключить — всегда есть возможность исправить или внести изменения в документ. Кроме того, отпадает необходимость хранения бланков строгой отчетности по специально установленным правилам. Все листки нетрудоспособности хранятся в специализированной системе Фонда социального страхования РФ.
Первый. Оформить электронный листок нетрудоспособности на сервисе Фонда социального страхования РФ (http://cabinets.fss.ru) в личном кабинете страхователя. Доступ в личный кабинет осуществляется через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru).