Потоки миграции в европе

Потоки миграции в европе

Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь той демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных), о которой уже говорилось выше.
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов. Так, в 50—60-х гг. XX в., когда экономика Западной Европы развивалась преимущественно по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру последовали и другие страны. Во второй половине 70-х гг. XX в., после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Таблица 8

Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице 8.
Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33 %), Швейцарии, Нидерландах и Бельгии (18–20 %), Германии и Австрии (около 10 %).
Главные миграционные потоки в пределах Западной Европы показаны на рисунке 14. На его основе государства региона можно подразделить на две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы– Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ 0, 618

Проанализировав эти процессы, становится очевидным, что миграционная политика Западной Европы меняется. Страны ЕС не готовы безотказно принимать мигрантов, как это было в предыдущие годы. Но так как волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке еще не прекратились, беженцы продолжают ехать в Европу, и открытым остается вопрос, что будет с этими беженцами и где они будут размещены.

Европа разделилась во мнении относительно путей решения возникших вопросов. Ряд стран выступают за прием мигрантов, другие настроены против. Большинство европейских стран обвиняют Германию в возникших проблемах. Страны Европейского Союза уже начали вводить определенные ограничения на прием беженцев, менять свое законодательство.

Миграционный кризис в Европе

Активнее призывы левых и ультраправых. Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен высказываясь о проблеме миграции, объявила, что Германия своей миграционной политикой решает задачу снижения оплаты труда за счет найма «рабов». Кризис мигрантов бьет в первую очередь против инициаторов: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель Христианско-демократический союз проиграла в двух федеральных землях из трех в мартовских региональных выборах. В парламенты всех трех земель прошла правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», в состав которой входят выступающие за ужесточение миграционной политики евроскептики. Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.

Рекомендуем прочесть:  Агентством по страхованию вкладов

Цифры, превышающие показатели по России: в 2015 году к России за статусом беженца обратились 337 сирийцев, ни один из них не получил этого статуса. Из 360 обратившихся афганца статус беженца получили 15 человек. Временное убежище получили только около половины обратившихся (695 из 1124 сирийцев и 220 из 553 афганцев). Украинских беженцев ждали те же сюрпризы российского законодательства — бюрократическая волокита, препоны. Ухудшение собственной экономической ситуации, нищета российского народа превращают Россию скорее в потенциального поставщика мигрантов в Европу, чем в страну — принимателя беженцев из ближневосточных республик. Наиболее остро для России стал вопрос о международном имидже страны. Западные политики и Турция стали обвинять Россию в том, что именно военная операция в Сирии привела к потоку беженцев.

Миграционное давление на Европу

Итак, не поток мигрантов с Востока на Запад стал основной чертой миграционной ситуации в Европе в 1990-е годы. В том, что касается беженцев, перемещенных лиц и лиц, ищущих убежище, то картина в целом по Европе многообразна и подвижна. Наблюдался массовый приток лиц, ищущих убежище, из различных регионов. В 1989-1994 гг. более 3,5 миллионов человек прибыли в европейские страны либо в поисках убежища, либо для временной защиты. 2,9 миллионов из них входили в категорию лиц, ищущих убежище, из которых, в свою очередь, 1,3-1,4 миллиона были из неевропейских государств. Тенденция такова, что среднегодовое число лиц, ищущих убежище, зарегистрированных в Европе, сократилось примерно вдвое по сравнению с исключительно высоким уровнем 1991-1993 гг., но тем не менее оставалось высоким по отношению к уровню 1980-х гг. и более ранних лет.

Германия, которая является основной принимающей страной (на нее приходится 58% лиц, ищущих убежище в Западной Европе), испытала неожиданный рост числа этой категории мигрантов из Югославии — с 22.000 чел. в 1990 г. до 122.000 чел. в 1992 г. (93.000 чел. в 1993 г.), а также их доли — с 11% до 28%. В год «пика» (1992 г.), помимо граждан из бывшей Югославии, наблюдался также значительный притек мигрантов из двух других бывших социалистических стран — Румынии и Болгарии. Три эти национальности, вместе взятые, составили 59% от общего числа лиц, ищущих убежище в Германии. Очевидно, что значительная часть этих лиц въехала в Германию как мигранты, если бы та не приняла меры, направленные на ужесточение иммиграционной политики. С другой стороны, регистрация этих мигрантов как лиц, ищущих убежище, несколько исказила тенденцию миграции с востока на запад в начале 1990-х гг.

Миграционные потоки в России (стр

Социальными институтами, занимающимися проблемами миграции в современной России, являются различные службы, находящиеся или в ведении правительства, такие как: Федеральная служба по труду и занятости, подведомственная министерству здравоохранения и социального развития или подконтрольные президенту, например Миграционная служба в составе министерства внутренних дел и ряд других.

– вид пространственного движения населения, который в итоге ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение данного вида перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую (а в ряде стран – формальной пропиской на постоянном месте жительства). Таким образом, происходит объединение места жительства со сферой приложение труда и определенной деятельностью в одном населенном пункте.

Миграционный кризис в Европе и попытки ЕС найти его разрешение

Шенгенские соглашения тоже регулируют миграцию в Европе. Несмотря на их роль в европейской интеграции, сегодня, в разгар миграционного кризиса, некоторые положения соглашений были отменены отдельными странами. Так, например, Германия восстановила пограничный контроль на границе с Австрией в сентябре 2015 г. после того, как приняла 40 тысяч мигрантов в течение недели [7]. Вскоре её примеру последовали Австрия, Нидерланды и Словакия. Хотя Шенгенские правила позволяют странам-членам восстанавливать на время пограничный контроль для обеспечения национальной безопасности, существует угроза, что остальные страны тоже отменят прозрачные границы и на более длительный срок, что приведет к потере зоны Шенгена как таковой.

В Европейском Союзе со вступления в силу Амстердамского договора в 1999 г. существует и продолжает модифицироваться общая политика в отношении миграции. Она представлена такими документами, как Регламент 539/2001 от 2001 г. «Об установлении перечня третьих стран, граждане которых должны иметь визу, и стран, граждане которых освобождаются от виз», Директива 2009/50/ЕС от 2009 г. «Об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы» и др., которые создают режим благоприятствования для определенных категорий лиц [4]. Эта политика включает в себя и Общую европейскую систему убежища (Common European Asylum System — СEAS), которая означает гармонизацию национальных законодательств в этой сфере [4]. В 2010 г. вступил в силу Регламент, учреждающий Европейский офис помощи беженцам (European Asylum Support Office), который должен облегчать, координировать и интенсифицировать сотрудничество стран-членов Союза по всем вопросам предоставления убежища [5].

Рекомендуем прочесть:  Можно ли продать квартиру купленную по военной ипотеке и купить другую

Анализ основных миграционных потоков в мире

В большинстве стран и территорий мира население сокращалось в результате миграционного обмена с другими странами и территориями. Миграционная убыль с интенсивностью, превышающей 10%, была характерна для 11 стран и территорий – некоторых стран Полинезии и Микронезии, Зимбабве, Грузии и Гайаны.

В 2008 г. лица, рожденные за рубежом, составляли значительную долю рабочей силы и занятого населения в странах Европы, хотя и существуют большие различия между принимающими странами. В Финляндии иммигранты составляют меньше 3 % занятых, а в Австралии, Швейцарии и Новой Зеландии эта цифра составляет 25% и больше. Рост доли иммигрантов в общей занятости был особенно заметен в Испании, Ирландии и Италии. [7]

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Начало XX в. придало новый, невиданный размах заокеанской эмиграции, составившей в отдельные .годы около 1,5 млн. человек. Если за предыдущие 20 лет из стран зарубежной Европы выехало около 14 млн. человек, то за 15 лет (с 1900 по 1915 г.) выехало 19 млн. человек (около 6% всего ее населения).В эмиграционном потоке резко возросла роль стран «новой эмиграции»: по абсолютному числу эмигрантов на первое место вышла Италия, Великобритания отошла на второе место, а третье место заняла Австро- Венгрия. Сильно сократилось число переселенцев из Германии, которая в связи с быстрым промышленным развитием превратилась из страны эмиграции в страну иммиграции, привлекая рабочих из Австро-Венгрии и других мест. Основной поток эмигрантов по-прежнему направлялся в США (свыше 12 млн. человек), однако возрастает и процент эмигрантов в страны Южной Америки, главным образом в Аргентину и Бразилию. Говоря об эмигрантах этого периода, необходимо отметить две особенности: бедность эмигрантов и значительное преобладание в их составе мужчин. Эмиграция начинает терять свой «семейный» характер, многие рассматривают ее лишь как временный отъезд с целью заработка. В связи с этим, а также ввиду возрастания трудностей устройства на новых местах, быстро увеличивается и число реэмигрантов, доходящее в отдельные годы до 40% по отношению к численности эмигрантов *.

Миграции играли видную роль в динамике численности населения стран зарубежной Европы: внутренние миграции приводили к перераспределению населения между странами, внешние влияли на оощую численность населения зарубежной Европы. В древности миграции населения, передвижения племен и народов оказывали громадное влияние на всю историю Европы; в средние века, и особенно после великих географических открытий, особое значение приобрели миграции европейцев в другие части света, повлиявшие на дальнейший ход мировой истории. Ниже мы остановимся на характеристике миграций в XIX—XX вв., имевших особенно большой размах и качественное своеобразие но сравнению с предыдущими миграциями.

Миграция в мире

В XIX – первой половине XX в. межконтинентальные миграции носили массовый характер. Европейская эмиграция за океан привела к заселению и развитию малонаселенных районов Северной Америки и Океании. Установлено, что с начала колонизации и до второй мировой войны из Европы за океан выехало около 60 млн. человек. Из этого количества более 60% эмигрировало в США – классическую страну иммиграции, ныне заселенную почти исключительно потомками эмигрантов. Европейская эмиграция достигла своего пика перед первой мировой войной: ежегодно 1 млн. европейцев переселялось за океан.

В этот период значительные массы гуннских, германских, аланских и других племен устремлялись на запад, приводя в движение жившее на этих территориях местное население и оказывая огромное влияние на формирование всего населения Европы и Азии. В конце этой эпохи произошло, к примеру, расселение славян на Балканском полуострове (VI – VII вв.). Ряд исследователей относят к этому же периоду волну массовых переселений арабских племен, живших на Аравийском полуострове, которые в VI – VII вв. покорили жителей Северной Африки, Пиренейского полуострова, Ближнего и Среднего Востока, Индостанского полуострова и распространили на всей покоренной ими территории ислам и арабскую письменность.

Нелегальная миграция в Европу: маршруты, деньги, перспективы

Таким образом, распространенная версия насчет вала миграции, как следствия развязанных НАТО войн на Ближнем Востоке, — является только одной стороной медали. Свой вклад в происходящее они, безусловно, внесли. По крайней мере, в Ливии, Сирии и Ираке. Но в Мали, Мавритании, Чаде или Камеруне, натовских бомбежек не было, однако в общем потоке мигрантов выходцы из Экваториальной Африки составляют едва ли не четверть. Происходящее, особенно если смотреть на него в динамике за прошедшие четыре года, больше похоже на искусственное подстегивание процесса.

На этом фоне предложение госпожи Могерини утопить на побережье Африки все плавсредства, способные перевозить людей, выглядит детским лепетом в песочнице. Когда на одном баркасе, красной ценой от силы в 20 тыс. долларов, перевозится 400 пассажиров, каждый из которых заплатил по 10−15 тыс. долларов, то риск его потери в первом же рейсе остановить не способен никого. Тем более что за билет пассажиры платят еще при посадке.

Ссылка на основную публикацию