Разъездной характер работы водителей грузовых автомобилей

КонсультантПлюс: Форумы

Не все служебные поездки могут признаваться командировками. Служебные поездки работника, работа которого имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками (ч. 1 ст. 166 ТК РФ). Документы, издаваемые при направлении в командировку (служебное задание, приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение), в таком случае не оформляются. Несмотря на это, работодатель на основании ст. 168.1 ТК РФ обязан возместить расходы, связанные со служебными поездками работника, работа которого имеет разъездной характер.
ТК РФ не содержит ни определения работ, которые носят разъездной характер, ни перечня (категорий) работников, выполняющих такие работы.
Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что если работа носит особый характер, то определяющие ее условия указываются в трудовом договоре в качестве обязательных.
В локальном нормативном акте (коллективном договоре, соглашении) работодатель должен установить перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ).

Примечание. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Вопрос: Работа нескольких водителей грузовых автомобилей связана с регулярными командировками

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.

Следовательно, если водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки служебными командировками не признаются. Водителям грузовых автомобилей в таких случаях выплачивается надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставки) за сутки работы в пути.

Разъездной характер работы водителей грузовых автомобилей

Такому положению обязует письмо ФНС РФ от 06.08.2010 и положение Минздрава и соцразвития от 27.02.2010. Согласно простой логике, работник должен подтвердить свои расходы кассовыми чеками и квитанциями. В некоторых организациях такое положение не практикуется, а принято периодически начислять на счет работника фиксированную сумму.

Кроме того, расходы по разъездам освобождены от НДФЛ и страховых взносов, так как классифицируются выплатами на исполнение служебных обязанностей. Однако эти нюансы не имеют отношение к надбавкам. Надбавки облагаются всеми видами положенных налогов. Внимание Для того чтобы исключить проблемы юридического и налогового характера с проверяющими органами, условия разъездной работы, в частности размер компенсации, должны быть отражены в трудовом договоре.

Разъездной характер работы

Попробуйте определиться, относятся ли осуществляемые водителями Вашей организации перевозки к «регулярным междугородным перевозкам», по которым разъездной характер работы может применяться к работнику на основании положений законодательства о соответствующем характере работы по отдельным профессиям и должностям.

Обоснование: В ст. 166 Трудового кодекса РФ указано, что командировками не признаются служебные поездки, в которые направляются работники, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Таким работникам при осуществлении служебных поездок вне места нахождения работодателя командировочные не выплачиваются, а в общем порядке осуществляется выплата заработной платы, а также возмещаются расходы согласно ст. 168.1 ТК РФ.
Характер работы работника может быть определен как разъездной либо как работа в пути, если выполняется одно из следующих условий.
1. Условие о разъездном характере работы или об осуществлении работы в пути прямо указано в трудовом договоре с работником.
Согласно ст. 57 ТК РФ данные условия о характере работы являются существенными условиями трудового договора. При этом отметим, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о специальном характере работы должно быть предусмотрено «в необходимых случаях. «, что означает необходимость указывать его именно в тех случаях, когда соответствующий характер работы определяется работодателем самостоятельно, не на основании законодательных норм.
В рассматриваемом случае в трудовом договоре с работником (водителем) отсутствует указание на характер работы в пути либо разъездной характер работы.
2. Характер работы в пути либо разъездной характер работы может применяться к работнику на основании положений законодательства о соответствующем характере работы по отдельным профессиям и должностям.
Так, в настоящее время действует на основании ст. 423 ТК РФ акт — Постановление Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579, которым утверждены Перечни профессий, должностей и категорий работников, в частности, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в размерах возмещения расходов, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер (далее — Перечни).
Согласно разд. I Перечня к работникам, постоянная работа которых протекает в пути, отнесены следующие категории водителей:
— водители автобусов и такси, постоянно работающие на междугородных линиях пассажирского сообщения, и водители грузовых автомобилей, постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках;— водители, занятые централизованной доставкой автомобилей с заводов-поставщиков в адреса получателей.
В рассматриваемом случае водитель служебного автомобиля, постоянно занимающийся перевозкой работников организации по городу, не относится к указанным категориям работников.
Вывод о необходимости применения Перечней для отнесения к числу работников, осуществляющих работу в пути либо с разъездным характером работы, отражен в разъяснениях различных официальных органов: Письмах Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, ФНС России от 01.02.2006 N 04-1-02/59@.
Следовательно, в рассматриваемом случае при направлении работодателем водителя автомобиля в другой город необходимо оформлять командировку.
При этом однодневный характер поездки по распоряжению работодателя на ее квалификацию в качестве командировки, согласно ст. 166 ТК РФ и Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», не влияет.

В каком порядке облагаются ЕСН надбавки за разъездной характер работы водителей грузовых автомобилей

Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 утверждены Перечни профессий, должностей и категорий работников, в частности, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в размерах возмещения расходов, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер. К таким профессиям в том числе отнесены водители грузовых автомобилей, постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках.
Следовательно, если водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки служебными командировками не признаются. Водителям грузовых автомобилей в таких случаях выплачивается надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути.

Рекомендуем прочесть:  Решение суда о выделе доли в натуре жилого дома

Водителей, постоянно занимающихся международными перевозками грузов, по нашему мнению, можно приравнять к лицам, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер как на территории Российской Федерации, так и в период пребывания на территории иностранных государств.

Помощь: Надбавки за разъездной характер работы на автомобильном транспорте

В соответствии со ст.99 ТК для работников, занятых в строительстве, энергетике, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности, связи, лесном и водном хозяйстве, на автомобильном, речном, железнодорожном транспорте, изыскательских, геолого-разведочных, топографо-геодезических и лесоустроительных работах, в научных экспедициях, а также транспортировкой нефти и газа, содержанием шоссейных дорог, выплачиваются надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие). Условия, порядок и размеры выплаты указанных надбавок определяются Правительством РБ.

При оплате труда водителей зачастую возникают следующие вопросы: вправе ли организация устанавливать надбавки за разъездной характер работы или время выполнения работы водителем вне места нахождения организации следует рассматривать как служебную командировку? каким образом закрепляется в организации такой выбор? Ответы на эти и иные вопросы, возникающие при установлении надбавок за разъездной характер работы на автомобильном транспорте, рассмотрим ниже.

Разъездной характер работы водителей грузовых автомобилей

В заключение отметим, отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или соответственно отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников в актах локального регулирования (трудовых договорах и т.д.). Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).

Определение разъездному характеру работы дано и в п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Данное определение нашло применение в судебной практике. Так, суд указал, что разъездной характер работы имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

Разъездной характер работы водителей грузовых автомобилей

Согласно ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ к вышеуказанным расходам относятся:- расходы на проезд;- расходы по найму жилого помещения;- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.Компенсационные выплаты работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в силу пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского», не подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (Письмо Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 406-19). Такие компенсационные выплаты также не облагаются налогом на доходы физических лиц на основании п.

К таким профессиям относятся:- водители автобусов и такси, постоянно работающие на междугородных линиях пассажирского сообщения, и водители грузовых автомобилей, постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках;- водители, занятые централизованной доставкой автомобилей с заводов-поставщиков в адрес получателей;- кондукторы на междугородных автобусах;- агенты и экспедиторы грузовых автомобильных станций, занятые сопровождением грузов на регулярных междугородных перевозках.Вывод о необходимости применения вышеуказанных Перечней для отнесения к числу работников, осуществляющих работу в пути либо с разъездным характером работы, сделан в Письмах Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, ФНС России от 01.02.2006 N 04-1-02/59@.Так, если водитель постоянно осуществляет регулярные междугородные перевозки, то эти поездки служебными командировками не признаются.

Разъездной характер работы суточные водитель

С этой точки зрения установление работникам разъездного характера работы выглядит как более надежный вариант. Но нужно учитывать, что выплата суточных «разъездным» работникам должна быть обоснованна.
[attention]Например, если ваш работник проводит в пути 2—3 часа утром, чтобы добраться до объекта, и столько же времени вечером, чтобы вернуться, а еще ведь надо и поработать на месте. И все это за одни сутки. Таким образом, во внутреннем документе организации должно быть указано, при каких обстоятельствах «разъездному» работнику положены суточные (например, в зависимости от расстояния до объекта или времени, затрачиваемого на дорогу). [/attention]
И так как суточные выплачиваются за нерабочее время, затраченное на поездку, то логично, что они должны быть меньше обычных командировочных суточных, которые платятся за целый день.

Является ли разъездной работа водителя, осуществляющего перевозки в течение рабочей смены и в пределах одного населенного пункта? Как определяется разъездной характер работы водителя? Каким образом осуществляется доплата водителю за разъездной характер работы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Обоснование вывода:Согласно части первой ст.
Поездка работника в обособленное подразделение организации, находящееся вне места постоянной работы, также считается командировкой.В комментируемом Письме Минфин ставит условие: для признания «упрощенцами» расходов в виде командировочных суточных соответствующие поездки водителей должны оформляться как служебные командировки.В Положении перечислен ряд обязательных документов, которые оформляются при направлении работника в командировку.Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем (п. 6 Положения). Также на основании решения (приказа) работодателя выписывается командировочное удостоверение, которое подтверждает срок пребывания работника в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)) (п.
7 Положения).
[important]Правовед.RU 976 юристов сейчас на сайте

Рекомендуем прочесть:  Какие Документы Нужны Для Налогового Вычета За Покупку Квартиры В Ипотеку

Условие о разъездном характере работы

Если установить разъездной характер работы, компания рискует спровоцировать дополнительные судебные споры. Пенсионный фонд часто принимает компенсационные выплаты за составную часть заработной платы при разъездном характере работы, которая облагается страховыми взносами. Он указывает это в актах проверок и привлекает компании к ответственности за неполную уплату взносов, а также начисляет штраф за просрочку и пени за попытку занизить суммы (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…», далее — закон № 212-ФЗ). Компаниям приходится отстаивать свои интересы в суде.

Компания обосновала, что она утвердила в трудовых договорах компенсации сотрудникам за разъездной характер работы. Порядок выплат устанавливается в приказах. Размер определяется на основании путевых листов и табелей учета рабочего времени, сводных карточек работы автомобилей и накладных. Суд удовлетворил иск: спорные выплаты считаются возмещением, которое не облагается страховыми взносами согласно подп «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ (постановление АС Волго-Вятского округа от 15.02.16 по делу № 28–5150/2015).

Командировка водителя грузового автомобиля

Является ли разъездной работа водителя, осуществляющего перевозки в течение рабочей смены и в пределах одного населенного пункта? Как определяется разъездной характер работы водителя? Каким образом осуществляется доплата водителю за разъездной характер работы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Обоснование вывода:Согласно части первой ст.
Поездка работника в обособленное подразделение организации, находящееся вне места постоянной работы, также считается командировкой.В комментируемом Письме Минфин ставит условие: для признания «упрощенцами» расходов в виде командировочных суточных соответствующие поездки водителей должны оформляться как служебные командировки.В Положении перечислен ряд обязательных документов, которые оформляются при направлении работника в командировку.Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем (п. 6 Положения). Также на основании решения (приказа) работодателя выписывается командировочное удостоверение, которое подтверждает срок пребывания работника в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)) (п.
7 Положения).

Некоторые работодатели устанавливают своим работникам разъездной характер работы, не задаваясь вопросом о том, насколько это правомерно, исходя лишь из личных представлений. Рассмотрим в данном материале, в трудовые договоры с какими категориями работников можно включать это условие, чем регулируется и как компенсируется такая разновидность труда.

Разъездной характер работы

«Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков».

Порядок оформления командировок установлен Положением. Прежде всего руководитель организации издает приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а). Кроме этого, работнику оформляются служебное задание (унифицированная форма Т-10а) и командировочное удостоверение (Т-10). Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1).

Работа водителей

Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

При суммированном учете работник в отдельные дни или недели может перерабатывать норму рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ). Однако сверхурочной работой будет считаться переработка только сверх нормы учетного периода. Но даже при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

Разъездной характер работы

Я водитель грузовой автомашины, осуществляю перевозку грузов за границу.за смену пересекаю границу туда и обратно два раза, как днем, так и ночью. Большую часть времени нахожусь за границей.Признается ли такой характер работы разъездным? Какие льготы и компенсации предусмотрены? Оплачиваются ли ночные и праздничные дни?

Федеральной службой по труду и занятости рассмотрено Ваше Письмо от 12.11.2013 N 77-УНП, поступившее 12 ноября 2013 г. В пределах компетенции сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы, размер и порядок возмещения которых устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Законодательство не раскрывает понятия и не определяет, что следует понимать под разъездным характером работы. Как правило, разъездной считается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 Кодекса).
В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер.
Учитывая, что ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве обязательного условия для включения в трудовой договор, определяющего в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), условие об установлении работнику разъездного характера работы, это должно быть отражено в трудовом договоре.
Согласно ст. 168.1 Кодекса перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы с возмещением соответствующих расходов, предусмотренных ст. 168.1 Кодекса.

Разъездной характер работы суточные водитель

Таким образом, выплата суточных работникам с разъездным характером работы должна быть обоснованна. Учет расходов на проезд Сравнить два варианта удобнее всего в виде таблицы. То есть для целей налогообложения прибыли, а также начисления НДФЛ и взносов в учете расходов на проезд в рассмотренных случаях большой разницы нет.

С этим согласны и в ФНС — в упомянутом выше Письме чиновники признают, что перечня сотрудников, чья работа носит разъездной характер, сейчас просто не существует. Отсюда следует, что единственный критерий, по которому нужно относить поездки к командировкам или служебным поездкам, обусловленным разъездным характером работы, — трудовой договор и внутренние документы фирмы.

Ссылка на основную публикацию