Законодательство негосударственный пенсионный фонд

Федеральный закон от 7 мая 1998 г

Настоящий Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение. Фонды производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. Согласно договору о негосударственном пенсионном обеспечении, вкладчик фонда (юридическое или физическое лицо) обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику (физическому лицу, в пользу которого заключен договор) негосударственную пенсию. Закон устанавливает нормы, призванные обеспечить платежеспособность фондов.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями статей 11 — 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ либо до истечения сроков, указанных в частях 2 и 3 статьи 11 названного Федерального закона, регулируется положениями настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных статьями 11 — 14 Федерального закона N 410-ФЗ

Федеральный закон о НПФ: что нужно знать

В соответствии с последними поправками Закон №75-ФЗ (№410-ФЗ от 28.12.2013) регулирует правовые, экономические и социальные отношения, которые возникают как при создании НПФ, так и в процессе осуществления ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, а также описывает порядок контроля государством деятельности НПФ.

  • аннулируется соглашение ПФР и НПФ о взаимном удостоверении подписей, что автоматически запрещает НПФ принимать заявления граждан о переходе;
  • для перехода в НПФ гражданин должен лично обратиться в отделение ПФР или отправить туда почтой нотариально заверенное заявление;
  • необходимо заключить с НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов

Являясь некоммерческой организацией, НПФ не имеют права распределять полученные доходы между своими учредителями. Доходы НПФ направляются исключительно на строго определенные цели: пополнение средств пенсионных резервов (доход от размещения средств пенсионных резервов); пополнение средств пенсионных накоплений (доход от инвестирования средств пенсионных накоплений); покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности НПФ; формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

Если реальными потребителями услуг считать участников программ дополнительного пенсионного обеспечения, то в самой общей форме потенциальные потребители на национальном рынке услуг — это все работники, не являющиеся участниками добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Однако при оценке такого рода потенциала нельзя не учитывать социально-экономическую неоднородность работников. Поэтому выделяются три их категории:

Рекомендуем прочесть:  Как ребенку получить омс

История и международная практика развития негосударственных пенсионных фондов

Характерной чертой развития НПФ стала концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов. По итогам 1997 года, 26 фондов (10 процентов общего числа) аккумулировали более 86 процентов общего объема средств. Этими фондами накоплен 81 процент пенсионных резервов всех фондов, охвачено 47,7 процента всех участников НПФ, а также выплачено 83,6 процентов всех пенсионных выплат[7]. Подобная статистика складывается и последние годы.

С этого времени НПФ начали работать в правовом поле, а именно: получать лицензии (разрешения) на осуществление деятельности при условии соответствия учредительных документов и правил установленным требованиям; соблюдать нормативы, разработанные методическими документами Инспекции; представлять отчетность и иную информацию, необходимую для выполнения Инспекцией разрешительных и контрольных функций.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Негосударственные пенсионные фонды РФ

Основанием для осуществления фондом деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию является заключенный застрахованным лицом и фондом договор обязательного пенсионного страхования. Договор заключается в письменной форме в порядке, определенном гл. X.1 комментируемого Закона. Существенными условиями договора об обязательном пенсионном страховании являются предмет договора и информация о застрахованном лице.

Негосударственный пенсионный фонд — некоммерческая организация, которая аккумулирует денежные средства и использует их для выплат пенсий и пособий своим участникам. Каждый пенсионный фонд работает согласно регламентированных Законодательством собственным правилам и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая, как правило, в прямую не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения.

75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах: описание закона с изменениями

Пенсионными фондами, реализующими свою деятельность без государственного вмешательства, называются организации, в функции которых входит пенсионное обеспечение российских граждан. Оно может иметь характер страхования и досрочного пенсионного обеспечения. Деятельность подобного рода должна реализовываться фондом на основании специальной лицензии — об этом гласит статья 2 Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Как действует вся рассматриваемая система? Негосударственные пенсионные фонды заключают со своими клиентами договор пенсионного обеспечения — специальное соглашение между клиентом и организацией, согласно которому вкладчик должен выплачивать взносы, а фонд, в свою очередь, обязан своевременно представлять вкладчику негосударственные пенсионные выплаты.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать кадастровую стоимость своей квартиры

Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ теперь будут создавать резерв по ОПС. Средства, из которых формируется данный резерв, указаны в ст. 20.1 Закона. К ним относятся:

  • ежегодные отчисления в резерв фонда по ОПС, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода – за счет собственных средств фонда;
  • средства пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;
  • проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;
  • доходы от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;
  • иное имущество, определенное по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средства акционеров фонда.

Евгений Добровольский, председатель совета НПФ «Согласие» также выделяет в качестве главной проблемы распределение акций фактическим владельцам в случае, если на момент принятия решения о преобразовании они не являются учредителями фонда или лицами, сделавшими взнос в совокупный вклад учредителей. «К сожалению, формулировка о том, что акции распределяются на основании решения нынешнего совета фонда, в законе отсутствует, хотя она снимала бы проблему практически полностью. Поэтому многим фондам придется как-то решать вопросы с юридическими лицами, которые по факту давно не имеют никакого отношения к работе фонда, но формально имеют право претендовать на участие в распределении акций», – подчеркивает он.

Пенсионная реформа: выгодно ли переводить деньги в НПФ

Налоговый кодекс РФ обеспечивает граждан, накапливающих дополнительную пенсию, рядом льгот. Пенсии, которые НПФ выплачивает своим вкладчикам, не облагаются налогом. Более того, доход, приходящий на именной счет вкладчика в НПФ, также не подвергается налогообложению.

Под негосударственным пенсионным фондом понимают некоммерческую организацию, занимающуюся социальным обеспечением, со специальной организационно-правовой формой, созданной для наилучшего осуществления ее деятельности. НПФ работают по такому же принципу, как и Пенсионный фонд Российской Федерации.

Негосударственные пенсионные фонды

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.

Приведенные показатели свидетельствуют о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в этом росте сыграло широкое распространение пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2008 году она достигла 16,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц — в 14,3 раза.

Ссылка на основную публикацию