Размер штрафа за непроведение специальной оценки условий труда в 2019 году

Содержание

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

С момента, когда Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (№ 426-ФЗ) вступил в силу, в стране появилась новая процедура – СОУТ. Это совокупность мероприятий по отождествлению опасных факторов и оценке уровня воздействия их на работника, осуществляемых последовательно.

Каждый работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда для каждого работника, как гласит ст. 212 ТК РФ. При этом он несет ответственность за непроведение специальной оценки условий труда согласно требованиям ТК РФ.

Размер штрафа за непроведение специальной оценки условий труда в 2019 году

31 декабря 2018 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют до этой даты закончить процедуру СОУТ, могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей.
Необходимо еще раз довести эту информацию до учреждений образовательных организаций.

В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от 1 июня 2018 года № 15-4/10/В-4010 просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.

Штрафы за непроведение СОУТ (специальная оценка условий труда) с 2019 г

Снижение суммы возможно не более чем на 20% от сумм взносов от НС и ПЗ, начисленных за предыдущий год, за минусом затрат на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных компанией в предшествующем календарном году (п. 2 правил № 580н). А организации, в которых работают до 100 сотрудников, не обращавшиеся в два предыдущих года с заявлением о возмещении в ФСС, могут произвести расчет суммы за 3 предшествующих года. В обоих вариантах предельная сумма возмещения не превышает размера начисленных взносов текущего года, за минусом выплат по страховому обеспечению на этот вид страхования.

Помимо приложенных к заявлению документам, организация – страхователь предоставляет документы (копии документов), обосновывающие потребность обеспечения предупредительных мер. Копии документов, заверенные печатью организации (при наличии).

Штраф за непроведение СОУТ в 2019

С 2019 г. Минтруд начнет с помощью автоматизированных проверок выявлять предприятия, которые не провели специальную оценку. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с данными, которые есть во ФГИС. Кроме того, нарушителей будут выявлять при проверках в общем порядке – плановых или внеплановых.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность. Если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Штраф за отсутствие СОУТ

Альтернатива денежным платежам — временное прекращение производственной деятельности. Время простоя — до 90 суток. Новшеством называют введение автоматической проверки. Она будет проводиться автоматически, по базе данных ФНС, ПФ, ФГИС. Предприятия, в которых будут выявлены нарушения, получат предупреждение и отсрочку в 6 месяцев на проведение СОУТ. Внеочередная инспекция может нагрянуть, если обнаружится наличие рабочих мест, существующих более одного года, не вошедших в последний отчет.

После появления ФЗ № 462 появились соответствующие статьи в КоАП и УК. Какие штрафы и санкции по СОУТ (специальная оценка условий труда) ожидают виновных — вот что волнует владельцев индивидуальных, акционерных иных предприятий. Под действие закона подпадают собственники, имеющие в штате более одного работника. Если на предприятии один директор, он же работник и трудится вне дома, место подлежит декларированию — п.3 ст. 3 ФЗ № 426.

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИмуниципального района Шаранский район

Также возможна подача работодателем электронной декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://declaration.rostrud.ru

Также напоминаем, что прием Декларации специальной оценки условий труда осуществляется Государственной инспекцией труда в РБ по адресу: г.Уфа, ул. Б. Гражданская, д.24 (каб.318). Желательно представление копии заключения эксперта по результатам СОУТ, титульного листа отчёта о проведении СОУТ, сопроводительного письма. Декларацию в формате Word направлять на электронный адрес: gitrbsout@gmail.com.

Штраф за отсутствие СОУТ

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Рекомендуем прочесть:  Сайт санатории мо рф

С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать за непроведение специальной оценки условий труда

С 2020 года в автоматическом режиме Государственная инспекция труда начнет штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года, и по которым нет информации о проведении специальной оценки условий труда в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (далее -ФГИС СОУТ).

Данные о специальной оценке условий труда заносят в ФГИС СОУТ с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты специальной оценки условий труда. Точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели специальную оценку условий труда, есть только с 2015 года, и автоматически привлекать к административной ответственности работодателей начнут с 2020 года.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.

С 1 января 2019 года штраф за отсутствие специальной оценки условий труда

Территориальный отдел Министерства семьи и труда РБ по Туймазинскому району и г.Туймазы напоминает, что в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426 «О специальной оценке условий труда» все работодатели обязаны обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах работников до 31 декабря 2018 года.

В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от 1 июня 2018 года № 15-4/10/В-4010 просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.
Непроведение СОУТ влечет за собой привлечение к административной ответственности. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа составит от 5000 до 10000 рублей, для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.
Размер штрафа за непроведение СОУТ в 2018 году при повторном нарушении, а также штрафов за другие повторные нарушения в сфере трудового законодательства, определяется положениями ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Штрафы за нарушения в сфере СОУТ

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.
  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда в 2019 году

Процедуру проведения спецоценки оплачивает руководство предприятия. Для точной оценки всех без исключения рабочих мест, создается комиссия, в состав которой входят квалифицированные сотрудники этого предприятия. При этом для проведения оценки, привлекаются работники специализированной организации, что должно отображаться в гражданско-правовом контракте. Перечень таких компаний можно найти на официальном сайте Министерства труда. Период действия декларации составляет 5 лет, а затем продлевается еще на такой срок. Такое возможно, если на производстве не произойдет никаких ЧП.

Уже сегодня сотрудникам проверяющей инспекции доступна информация о компаниях, не выполнивших требования, оповещающие о своевременном проведении «СОУТ». В ближайшее время все данные будут обращены в электронный вид. Приблизительно максимальные штрафные санкции для организаций составят 80000 рублей. Эти суммы взимаются с владельцев компаний при первом нарушении. Далее начинается все значительно серьезнее. За повторное пренебрежение законом, руководство предприятия получит извещение на минимальный штраф в размере 100000 рублей, а максимальный – 200000.

Специальная оценка условий труда: кто должен проводить в 2019 году, периодичность, порядок проведения

Те субъекты бизнеса, которые совершили аттестацию рабочих мест в 2013 году, должны в течение 2018 года пройти плановую процедуру СОУТ. Они также могли провести СОУТ досрочно, при условии что это исследование также было плановым.

Если же места работы будут иметь между собой незначительные различия, то выполнять измерения и давать оценку придется на каждом из них. К примеру, водитель автомобиля ВАЗ, водитель автомобиля ГАЗ, водитель автомобиля КАМАЗ.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

В качестве еще одного случая, когда необходима оценка, является оборудование новых рабочих мест, для которых характерна угроза жизни и здоровью. Кроме того, внеплановая оценка рабочих мест требуется в том случае, если запрос предоставляется со стороны профсоюза, либо структуры, представляющей интересы персонала вместо профсоюзной организации. В данной ситуации потребуется организация оценочной процедуры в срок до 6 месяцев с момента поступления в компанию соответствующего запроса. Подобное предписание также может выдать и сотрудник трудинспекции.

Важно! В состав комиссии также включаются руководители структурных подразделений, кадровые специалисты и работники медпрофилей. Согласно общим требованиям, комиссия должна состоять из нечетного количества членов, для того, чтобы конечное решение можно было принять путем голосований.

Штраф за непроведение специальной оценки условий труда 2015

Эту процедуру могут отложить только те организации, которые в прошлые годы провели аттестацию рабочих мест. Ведь результаты аттестации действительны в течение пяти лет. Поэтому надо убедиться в том, что этот пятилетний срок еще не истек.

Рекомендуем прочесть:  Оформление в собственность садового дома

Если компания не проводила ни аттестацию, ни спецоценку, то проблем вряд ли получится избежать. Трудовая инспекция, обнаружив на проверке, что рабочие места в компании не проверены на безопасность, вправе будет оштрафовать компанию на сумму до 80 000 руб., а директора — на сумму до 5000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ, вступил в силу 1 января 2015 года). Чтобы обезопасить себя от штрафов, лучше уже сейчас выбрать специализированную организацию, которая могла бы заняться проведением спецоценки в вашей компании, и заключить с ней договор.

Размер штрафа за непроведение специальной оценки условий труда в 2019 году

Обоснование вывода:
Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ). В силу ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах возлагается на работодателя.
Работодателем согласно части четвертой ст. 20 ТК РФ признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Понятие рабочего места содержится в части шестой ст. 209 ТК РФ — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Законодательство не устанавливает каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда для работодателей, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства. Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Таким образом, специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой также была возложена на всех работодателей ранее.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае до вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией проведена не была, то в силу требований ст. 212 ТК РФ, Закона N 426-ФЗ работодатель обязан провести именно специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ на всех имеющихся у него рабочих местах. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что для субъектов малого предпринимательства Законом N 426-ФЗ предусмотрены определенные особенности при проведении специальной оценки условий труда. В частности, согласно ч. 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ при проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для выполнения установленной частью второй ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты, а также для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что в настоящее время за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (смотрите, например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 15.05.2014 по делу N 12-90/14, решение Гуковского городского суда Ростовской области от 13.03.2014 по делу N 12-23/2014).
Однако с 1 января 2015 года устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц за непроведение специальной оценки условий труда уже по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ), которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах вне зависимости от численности работников. Каких-либо исключений для субъектов малого предпринимательства законодательством не предусмотрено.

Ссылка на основную публикацию