Может Ли Инвидуальный Предпринематель Выпускать На Линию Легковой Автомобиль Без Путевого Листа

Обратите внимание: Верховный суд РФ в определении от 12 сентября 2019 года № 304-ЭС19-15232 установил, что если медицинский осмотр водителей производится штатным медиком, у организации-перевозчика должна быть лицензия на ведение медицинской деятельности. Наличие одного лишь сертификата медицинского работника не достаточно. Отсутствие лицензии является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 19.20 КРФоАП.

  • замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
  • устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
  • устройств обогрева и обдува стекол;
  • тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
  • держателя запасного колеса (кроме трамвая);
  • фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);

Написано слишком сложно — примененная юридическая формулировка слишком громоздкая и неудобочитаемая. Воспринимать ее затруднительно, хотя законы в идеале должны быть удобными для восприятия теми, для кого они пишутся. Более того, я не видел, чтобы в профильных изданиях кто-то разъяснял эти изменения, ведь оно довольно сильно меняют весь процесс подготовки перевозчика к выполнению перевозок.

Пунктом 15 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368 установлено, что отметки о прохождении предрейсового и послерейсового медосмотра в путевом листе проставляет медработник. Отметки заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Понятие «вид перевозки», применительно к грузовым автомобильным перевозкам, законодательством не установлено, поэтому Минтрансу пришлось выпускать дополнительное разъяснение (Письмо Минтранса России от 03.03.2021 N Д3-468-ПГ). Из письма следует, что для грузовых автоперевозок в путевом листе следует указывать один из следующих видов: перевозка грузов для собственных нужд либо коммерческая перевозка грузов.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие путевого листа автомобиля в 2021 году

В связи с этим, при езде без путевого листа, правомерно говорить об отсутствии предрейсового медицинского осмотра и осуществлении техконтроля перед выездом ТС с места стоянки. Соответственно штрафные санкции за отсутствующий п/л могут включать несколько статей КоАП РФ об админ. правонарушении.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

Раньше п/л могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 листа. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 п/л несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

Максимальный штраф при отсутствии п/л (статья 12.3.) составит 500 рублей. Если админ. нарушение зафиксировано впервые, представитель ГИБДД может оформить письменное Предупреждение. Когда на автомобиле осуществляется деятельность ТАКСИ, транспорт могут арестовать, отправив на штрафстоянку. Особенно это актуально для столицы, где не редки совместные рейды ДПС и МАДИ. Тогда незначительная сумма возрастет за счет:

Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

Бизнесменов штрафуют за поездки без путевых листов

Снизить налог. Это касается бизнесменов на ОСНО и УСН 15%. Чтобы включить затраты на топливо, платные парковки и СТО в расходы, нужны данные об израсходованном топливе и подтверждающие чеки. Учёт топлива можно вести с помощью путевых листов или данных системы ГЛОНАСС (письмо Минфина). Без подтверждающих документов включить затраты на автомобиль в расходы не удастся.

Те, кто использует автомобиль для бизнеса, должны оформлять путевые листы. Они понадобятся, чтобы доставить пиццу, перевезти людей в маршрутке или съездить на переговоры. Путевые листы помогут уменьшить налог, контролировать водителя и доказать свою правоту в случае ДТП, а ещё — избежать штрафов от ГИБДД, налоговой и Роструда. Мы расскажем, как заполнить путевой лист, и подскажем, когда можно обойтись без него.

Путевой лист оформляет индивидуальный предприниматель или сотрудник компании, которому это поручили. Он выписывает документ на каждый автомобиль и заверяет подписью с расшифровкой. Путевой лист нужно оформить до начала рейса, а если водитель за смену делает несколько рейсов — до начала первого.

Чтобы затраты на бензин можно было включить в расходы, к путевому листу нужно приложить кассовые чеки. Если заправка находится в стороне от маршрута, у налоговой возникнут вопросы. Налоговики могут потребовать убрать топливо из расходов и доплатить налог.

Доказать, что водитель и автомобиль в порядке. Перед сменой штатный водитель обязан пройти медицинский осмотр, а автомобиль — техосмотр. Если в дороге что-то случится и люди или груз пострадают, это поможет доказать, что машина была исправной, а водитель — здоров. Если в путевом листе не будет этой информации, доказать свою правоту не удастся.

Существуют компании, которые должны оформлять данный документ с учетом строгих требований. Например, это касается автотранспортных предприятий. Хотя нужно понимать, и для других компаний путевка считается документом, который относится к строгой отчетности. Причем не имеет значения, организация использует собственный транспорт или арендованный. Начиная с 2019 года, путевка заполняется по новой форме.

Если цель поездки не подпадает под вышеперечисленные пункты, автомобиль является вашей собственностью, не принадлежит организации, ИП, не арендовано в качестве ТАКСИ, можно п/л с собой не возить. Какие санкции могут последовать, если зафиксируют нарушения данных нормативов?

В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам №№ 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также по форме № 412-АПК, утв. приказом Минсельхоза России от 16.05.2003 № 750.

Еще несколько лет назад путевку можно было выписывать на несколько смен и рабочих дней. Теперь делать этого нельзя. Новые правила обязывают организации оформлять лист на каждую рабочую смену. В том случае, если предполагается совершение рейса, длительность которого превышает одну смену, то путевка оформляется именно на рейс. Также бывают ситуации, когда шоферу нужно совершать короткие поездки на протяжении дня. В этом случае документ оформляется вначале смены, соответственно, перед первой поездкой.

Обратите внимание: С января 2021 по 2027 г. действует новый Приказ Минтранса РФ №368 (11/09-20 г.) о правилах оформления путевых листов. Основные изменения касаются срока действия документа. Время управления ТС ограничено нормами Трудового законодательства по охране труда и отдыха сотрудников.

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.

  • тип транспортного средства (легковой или грузовой автомобиль, автобус или троллейбус и т.д.);
  • марку и модель транспортного средства и прицепа к нему (если используется) (ВАЗ-2101, Audi A3 и т.п.);
  • государственный регистрационный номер транспортного средства и прицепа (если используется);
  • показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки и заезде на неё после окончания смены;
  • день и время последней предрейсовой проверки технического состояния транспортного средства, если обязательный досмотр установлен законом);
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места стоянки и его заезда обратно.

Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.

Путевые листы необходимы для всех таксистов, не важно, работают ли они в качестве ИП или являются сотрудниками таких агрегаторов, как Яндекс.Такси, Убер или Гетт. В Приказе Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 четко указано, что они заполняются на каждый автомобиль, используемый как юрлицом, так и ИП для перевозок пассажиров, грузов или багажа автомобильным транспортом в городском, междугороднем или пригородном сообщении. Таксисты тоже могут разрабатывать собственные бланки, ориентируясь на вышеназванные законодательные нормы. Рекомендуется составлять листок максимум на один день.

Рекомендуем прочесть:  Возражение на административный иск

Для организации нет четко прописанного штрафа за отсутствие путевого листа, так и нет предусмотренного наказания. Однако, важно понимать, что в законе предусмотрены штрафы, если водитель вышел на рейс с нарушением правил обеспечения безопасности: не прошел медосмотр, инструктаж или техосомтр. Все отметки зачастую проставляются в путевом листе. Поэтому, за отсутствие путевого листа организацию могут наказать по одному из пунктов статьи 12.31.1 КоАП.

Штраф за отсутствие путевого листа у таксиста налагается на ответственное лицо. Поэтому чаще всего сумма составляет 20 тыс. рублей. Диспетчеры не имеют права выпускать на линию автомобили без этого документа. При этом срок путевки никак не регламентируется. Обычно бумага выдается на одну смену. Но документ выписывается на конкретного человека, а не на машину. Это связано с тем, что автомобилем в течение дня могут пользоваться несколько сотрудников, а учет следует вести по каждому водителю.

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф на организацию за отсутствие путевого листа у ее водителя. Если по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ наказание грозит водителю, то юридическое лицо привлекают уже по ст. 12.31.1 (в статье есть несколько частей, предусматривающих наказание за нарушение правил оформления выезда водителя, в том числе несоблюдение квалификационных требований и иных правил безопасности), и сумма штрафа увеличивается: для должностных лиц — до 20 000 рублей, для юридических лиц — 100 000 рублей.

Крупные материальные санкции оплачиваются непосредственно ИП. А вот мелкий штраф без путевого листа могут обязать выплатить лично водителя. Возможность такого наказания указывает на то, что любым предприятиям и организациям следует соблюдать установленные нормы и не пытаться снизить расходы нелегальными способами.

Одним из распространенных нарушений считается отсутствие отметки врача о том, что нет медицинских противопоказаний к вождению. В соответствии с законом, таксист или водитель служебного ТС обязан проходить медосмотр перед выездом.

Внимание! Некоторые предприятия намеренно не используют путевые листы. Это делается с целью снижения налоговой базы. При выявлении такого нарушения размер составит не менее 40000 рублей. При этом, до момента выплаты ТС может быть конфисковано и перевезено на штрафстоянку.

Данный показатель зависит от целей и длительности поездки. Во многих случаях для оформления выбирают однодневный лист. Этот способ оптимален для краткосрочных рейсов. Если же эксплуатация ТС будет осуществляться дольше, выдается документ, рассчитанный на 1 месяц. При этом, если к вождению конкретного транспорта допущено несколько лиц, то путевку оформляют на каждого индивидуально.

Если ТС останавливают сотрудники ГИБДД, то за вождение без путевки грозит взыскание в размере 500 рублей. Причем на эту сумму не влияют габариты и целевое предназначение машины. Организация может проверяться и налоговой службой. Если нарушение повторялось многократно – в течение двух и более периодов, то штраф за путевой лист достигает 30000 рублей.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Пунктом 9 приказа Минтранса России N 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);

Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России N 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Путевые листы в грузовых автоперевозках

Разберем на примере. Перевозчик из города Уфы берет загрузку на Москву с промежуточной выгрузкой в Казани. Для выполнения этого рейса у водителя должен быть с собой путевой лист. После выгрузки в Москве перевозчик решает загрузиться в Ростов-на-Дону — это уже новый рейс и для его выполнения водителю должен быть выдан новый путевой лист. Соответственно, для возврата из Ростова-на-Дону в Москву и из Москвы в Уфу у водителя должны быть еще 2 путевых листа.

Обратите внимание, что к ответственности по ст. 12.31.1 КРФоАП перевозчик может быть привлечен при выполнении проверки уполномоченными на то государственными органами, поэтому храните надлежащим образом оформленные путевые листы в течение 5 лет (ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Если проверка технического состояния автомобиля не выявит нарушений и неисправностей, в соответствии с п. 8 Приказа Минтранса РФ от 6 апреля 2017 г. № 141 в путевой лист ставится отметка “прошел предрейсовый контроль технического состояния” и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения. Аналогичные требования к заполнению путевого листа содержатся в п. 16 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368.

Написано слишком сложно — примененная юридическая формулировка слишком громоздкая и неудобочитаемая. Воспринимать ее затруднительно, хотя законы в идеале должны быть удобными для восприятия теми, для кого они пишутся. Более того, я не видел, чтобы в профильных изданиях кто-то разъяснял эти изменения, ведь оно довольно сильно меняют весь процесс подготовки перевозчика к выполнению перевозок.

Более суровое наказание ждет организацию или индивидуального предпринимателя, который не выдал водителю путевой лист или не провел предрейсовый медосмотр и контроль технического состояния автомобиля. Отсутствие путевого листа грузового автомобиля дает инспектору ГИБДД или Ространснадзора основания для привлечения перевозчика к ответственности по ч. 2 (медосмотр водителей) и ч. 3 (контроль технического состояния транспортных средств) ст. 12.31.1 КРФоАП. Штраф в этом случае составляет 30 тысяч рублей.

Как оформлять путевые листы по новым правилам

С 1 марта 2019 г. порядок заполнения путевых листов претерпел ряд изменений. Но некоторые организации игнорируют новые правила заполнения путевых листов и продолжают оформлять их по-старому. За это налоговые органы могут исключить расходы компании на ГСМ, доначислить налог на прибыль и отказать в вычете НДС.

Обязательно нужно обратить внимание и на даты в путевом листе, поскольку с текущими поправками путевой лист выписывается на каждую отдельную смену. Для организации надежнее будет фиксировать не только дату составления, но также и срок действия. Это особенно важно, когда речь идет о многодневных рейсах или круглосуточной работе сотрудника. Также не стоит забывать сверять эти даты с другими первичными документами. Например, с накладными и датами отгрузки в них. Если инспекторами будет выявлено несоответствие, то это может привести к более детальной проверке.

Как было: допускали два способа заверить показания одометра: штамп или подпись сотрудника. Теперь подпись стала обязательна. Также одними из обязательных реквизитов были наряду с показаниями одометра на момент выезда машины со стоянки, были и показания к моменту возвращения. Хотя сейчас они уже не относятся к обязательным реквизитам, но их по-прежнему стоит вносить.

С 2017 г. отметка о техосмотре тоже стала одним из обязательных реквизитов. Она проставляется перед началом каждого рейса. Ее должен вносить специально уполномоченный сотрудник либо сторонняя организации, имеющая соответствующую специализацию. Без данной отметки водитель не имеет права отправляться в рейс.

К таким реквизитам относятся маршруты поездок. Для налоговой путевой лист является документом, подтверждающим, что машина используется именно в служебных целях. Поэтому, хотя сведения о пунктах назначения и не входят в перечень обязательных реквизитов, налоговики настаивают на том, что в путевом листе нужно фиксировать подробный маршрут поездки. Важно указывать конкретные пункты назначения и быть готовым пояснять цели поездки в случае необходимости.

Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Минфин РФ еще в 2006 году разъяснил, что организации, не являющиеся автотранспортными, могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные Федеральным законом о бухучете (письмо от 07.04.2006 г. № 03-03-04/1/327).

Форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных, автомобилей, специализированных и такси), и имеет обязательный характер для автотранспортных организаций.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, как следует из его ст. 1, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В самом приказе Минтранса № 152 сказано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Обратите внимание, что к ответственности по ст. 12.31.1 КРФоАП перевозчик может быть привлечен при выполнении проверки уполномоченными на то государственными органами, поэтому храните надлежащим образом оформленные путевые листы в течение 5 лет (ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Доказывание того, что транспорт используется в некоммерческих (личных) целях — бремя эксплуатанта. Инспектор, привлекая нарушителя к административной ответственности, указывает в протоколе и постановлении обстоятельства, которые послужили причиной полагать, что транспортное средство в момент его остановки использовалось для осуществления предпринимательской деятельности. Задача нарушителя (водителя) — указать в протоколе свое несогласие с выводами инспектора, сослаться на обстоятельства, подтверждающие некоммерческое использование транспорта.

ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений.

  • тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
  • рулевого управления;
  • стеклоомывателей;
  • колес и шин;
  • звукового сигнала;
  • тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
  • аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
  • приказом дифференцирован порядок оформления путевых листов при разной длительности рейса — выполняемых в течение одного дня и длящихся более одного дня (смены);
  • при выполнении водителем транспортного средства нескольких рейсов в течение одной рабочей смены оформлять путевой лист отдельно для каждого рейса не требуется;
  • из предыдущего умозаключения вытекает, что под рейсом понимается некая выполненная транспортная работа, которая, в зависимости от характера перевозки, может длиться как относительно короткий промежуток времени, измеряемый минутами и часами, так и более длительное время, исчисляемое сутками;
  • применяя логический прием «от общего к частному» следует вывод, что примерами выполнения нескольких рейсов в течение дня могут быть развоз товаров со склада в гороские магазины, либо регулярные пригородные перевозки грузов, как например доставка строительных материалов из карьеров на строительные площадки;
  • обобщая вышеизложенное, принимая во внимание специфику межрегиональных грузовых перевозок, можно резюмировать, что под рейсом понимается доставка груза от одного или нескольких грузоотправителей одному или нескольким грузополучателям.

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП

В абсолютно различных ситуациях могут быть наложены штрафы ГИБДД. Отсутствие путевого листа при перевозке грузов является нарушением. Поэтому необходимо его иметь и правильно заполнить соответствующие графы. В бумаге в обязательном порядке должны содержаться следующие данные:

Строгого соблюдения всех законов требуют перевозки пассажиров. Без грамотно заполненного путевого листа предприниматель или его нанятый сотрудник не может выходить на линию. Если же перевозки все же осуществлялись, то сложно потом подтвердить объем выполненной работы. Бумага должна выписываться в начале рабочего дня диспетчером. Далее водитель самостоятельно заполняет документ. Именно на основе таких записей рассчитывается зарплата и сверяется выручка.

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП выписывают независимо от того, кто на автомобиле ездит. При этом наказание может быть весьма существенным и сумма взыскания — доходить до 100 тыс. рублей. Поэтому индивидуальным предпринимателям необходимо тщательно следить за наличием документа и корректностью его заполнения.

  • Если ответственность за транспортное средство несет водитель, то ему может быть выписано предписание исправить недочеты либо выпишут штраф в сумме 500 рублей.
  • Если же ответственность за автомобиль наложена на должностное лицо фирмы, то наказание за несоблюдение норм законодательства будет намного строже. В этом случае полагается штраф в сумме 20 тыс. рублей.
  • Если у водителей машин, принадлежащих юридическому лицу, отсутствует путевой лист, штраф на организацию может достигать 100 тыс. рублей.

Обязательно необходимо фиксировать в книге учета выписанный по всем правилам путевой лист. Заверить запись должен предприниматель своей подписью и печатью. Только в этом случае можно рассчитать затраты на горючие материалы и зарплату водителя, если таковой имеется. В путевом листе также фиксируются:

Какой штраф за путевой лист в 2020-2021 годах будут платить водители и собственники транспортных средств? На сегодняшний день штраф за отсутствие путевого листа установлен в КоАП РФ. Инспектор ГИБДД вправе выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Штраф может налагаться не только за отсутствие путевого листа, но и за нарушение правил его оформления. Так, согласно ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований медицинского осмотра водителя (отсутствие на документе соответствующей отметки медика) организацию могут оштрафовать на 30 000 руб., а ее должностных лиц — на 5 000 руб. Штрафы такого же размера предусмотрены ч. 3 ст. 12.31.1 за нарушение требований технического осмотра транспортного средства.

  • об организации, выдавшей путевой лист, а именно: название, адрес, телефон, ОГРН;
  • водителе, управляющем транспортным средством, включая отметки о медосмотре;
  • транспортном средстве, включая дату и время предрейсового (или предсменного) техосмотра;
  • маршруте следования транспортного следования.

Штраф также предусмотрен за несоблюдение режима труда и отдыха для дальнобойщиков. А выдаст такое нарушение тахограф и путевой лист. Если тахограф работает не корректно, то контролеры также выпишут штраф. Причем и на работника, и на работодателя. Подробнее о санкциях узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Возможна ситуация, когда сотрудник организации не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а использует автомобиль в рабочих целях для передвижения. Грозит ли штраф за путевой лист в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Есть подтвержденное судами мнение, что в данной ситуации путевой лист не нужен (см., например, решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013). Однако стоит отметить, что сотрудники ГИБДД могут придерживаться иной точки зрения, поэтому существует большая вероятность того, что свою правоту придется отстаивать в судебном порядке.

Особое внимание здесь необходимо уделить примечанию к ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором отмечено, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут наказание по данной статье как юридические лица. Это значит, что индивидуальные предприниматели, у которых путевой лист составлен с нарушениями требований медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспортного средства, могут быть оштрафованы на 30 000 руб.

Минфин РФ еще в 2006 году разъяснил, что организации, не являющиеся автотранспортными, могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные Федеральным законом о бухучете (письмо от 07.04.2006 г. № 03-03-04/1/327).

Минфин РФ также указывает, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные приказом № 152, может (но не обязан!) являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов для служебных автомобилей (письмо от 25.08.2009 г. № 03-03-06/2/161).

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, как следует из его ст. 1, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.

Форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных, автомобилей, специализированных и такси), и имеет обязательный характер для автотранспортных организаций.

Ссылка на основную публикацию