О миграции населения закон

Закон о миграции в России

Новый этап развития миграционного права граждан начался с момента принятия действующей Конституции Российской Федерации. Затем были приняты Федеральные законы «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах». Депутаты Государственной думы внесли изменения и дополнения в эти законодательные положения.

  • Создание условий жителям Российской Федерации для реализации своих прав и возложенных на них обязанностей;
  • Выработка и создание государственной политики для регулирования процесса миграции;
  • Создание статистической достоверной информации о перемещениях жителей РФ. Такие данные необходимы для формирования прогноза о перемещениях людей, а также для ведения наблюдения о миграции государственными органами власти;
  • Создание плана для развития инфраструктуры на территории РФ;
  • Контроль экономики в кризисных ситуациях;
  • Сбор информации об иностранных граждан, которые находятся в РФ;
  • Решение иных общественно-политических и социально-экономических проблем.

ЗАКОН РК О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции и занятости населения

«4-1. Этнические казахи и члены их семей, получившие согласие на присвоение им статуса оралмана и (или) включение в региональную квоту приема оралманов, а также оралманы и члены их семей при въезде на территорию Республики Казахстан освобождаются от уплаты таможенных платежей на имущество для личного пользования, включая транспортные средства, в соответствии с международным договором и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

  1. В Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1991 г., № 52, ст. 636; 1995 г., № 19, ст. 117; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 10, ст. 101; 2004 г., № 19, ст. 115; № 23, ст. 142; 2007 г., № 10, ст. 69; 2009 г., № 8, ст. 44; 2011 г., № 16, ст. 128; 2012 г., № 8, ст. 64; 2013 г., № 9, ст. 51, № 23-24, ст. 116; 2014 г., № 16, ст. 90):

О миграции населения закон

Зарегистрироваться по месту временного жительства можно в ЦОНах. Если раньше время для осуществления регистрации доходило до двух суток, то сейчас осуществляется в течение 10−20 минут и обойдется это в 226 тенге. Подать заявку можно и через электронный портал.egov.kz. Нововведение также коснется арендодателей. Если арендатор живет больше месяца без временной регистрации, то для них это повлечет штраф в 10 МРП, что составит порядка 23 тысяч тенге. Североказахстанцы с пониманием относятся к нововведениям.

С 2019 года в Казахстане введена обязательная регистрация граждан по месту временного пребывания. Такие поправки внесены в закон. Другими словами смена места жительства на срок, превышающий 10 дней, теперь должна быть узаконена. Несоблюдение уже через месяц повлечет административный штраф в размере 7 МРП. Как казахстанцам путешествовать по стране без штрафов, и коснулись ли изменения иностранных граждан, выясняла Екатерина Белоусова.

О миграции населения

2 или лиц без гражданства в Республике Казахстан с нарушением законодательства Республики Казахстан, регулирующего порядок въезда и пребывания, а также транзитного проезда по территории Республики Казахстан; 6) незаконный иммигрант — иностранец или лицо без гражданства, въехавшие в Республику Казахстан и пребывающие в Республике Казахстан с нарушением законодательства Республики Казахстан; 7) иммиграция — въезд иностранцев или лиц без гражданства в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания; 8) иммигрант — иностранец или лицо без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания; 9) миграция — постоянное или временное, добровольное или вынужденное перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства; 10) мигрант — лицо, въехавшее в Республику Казахстан и выехавшее из Республики Казахстан, а также переселяющееся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и длительности; 10-1) принимающее лицо гражданин Республики Казахстан, иностранец и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Казахстан, ходатайствующие о приглашении иностранцев в Республику Казахстан для временного проживания и (или) об их регистрации; 11) загранучреждения Республики Казахстан — находящиеся за рубежом дипломатические и приравненные к ним представительства, а также консульские учреждения Республики Казахстан; 12) переселенец лицо, переселяющееся внутри Республики Казахстан в соответствии с квотой переселения внутренних мигрантов из населенных пунктов с особо неблагоприятными экологическими условиями проживания и низким потенциалом развития в экономически перспективные регионы Республики Казахстан для постоянного проживания; 13) оралман этнический казах, постоянно проживавший на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, и его дети казахской национальности, родившиеся и постоянно проживавшие после приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, прибывший (прибывшие) в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине и расселяемый (расселяемые) в регионы, определяемые Правительством Республики Казахстан, и получивший (получившие) соответствующий статус в порядке, установленном настоящим Законом; 14) информационная база данных об оралманах — совокупность данных об оралманах и членах их семей, а также об оказанной им государственной социальной помощи; 15) центр адаптации и интеграции оралманов — юридическое лицо, учреждаемое Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и предназначенное для временного проживания и оказания оралманам, а также членам их семей адаптационных и интеграционных услуг; 16) исключен Законом РК от V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); 17) разрешение на постоянное проживание — документ, выдаваемый органами внутренних дел иммигрантам при соблюдении требований, установленных законодательством Республики Казахстан, и предоставляющий им право на постоянное проживание на территории Республики Казахстан; 18) центр временного размещения — жилище, предназначенное для временного проживания этнических казахов и членов их семей до получения статуса оралмана; 19) разрешение на временное проживание (регистрация) — документ, выдаваемый органами внутренних дел иммигрантам при соблюдении требований, установленных законодательством Республики Казахстан, и предоставляющий им право проживания на определенный срок на территории Республики Казахстан в зависимости от цели

Рекомендуем прочесть:  Доля наследства мужа после смерти жены

4 Статья 3. Основные виды иммиграции В зависимости от цели въезда на территорию Республики Казахстан и пребывания на территории Республики Казахстан различают следующие основные виды иммиграции: 1) с целью возвращения на историческую родину; 2) с целью воссоединения семьи; 3) с целью получения образования; 4) с целью осуществления трудовой деятельности; 5) по гуманитарным и политическим мотивам. Статья 4. Основные принципы и задачи государственной политики в области миграции населения 1. Государственная политика в области миграции населения основывается на следующих основных принципах: 1) признание и гарантирование прав и свобод мигрантов в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами и международными договорами; 2) защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности; 3) сочетание интересов личности, общества и государства; 4) прозрачность регулирования миграционных процессов на основе обновления и многократности используемой информации; 5) дифференцированный подход государства к регулированию различных видов иммиграции. 2. Основными задачами государственной политики в области миграции населения являются: 1) защита прав и свобод мигрантов; 2) организация рационального расселения оралманов с учетом интересов демографического и социально-экономического развития регионов; 3) привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности в Республике Казахстан; 4) защита внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы; 5) обеспечение интеграции Казахстана в международный рынок труда; 6) развитие сотрудничества Республики Казахстан с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, которые могут привести к массовой миграции населения; 7) оптимизация потоков внутренней миграции, обеспечение рационального расселения мигрантов по территории страны; 8) поддержка и развитие взаимоотношений с бывшими соотечественниками и этническими казахами, проживающими за рубежом, в том числе в области культурного сотрудничества и информационного обеспечения; 9) содействие переселению на историческую родину этнических казахов; 10) международное сотрудничество в сфере регулирования миграционных процессов, предупреждения и пресечения незаконной иммиграции. Статья 5. Права и обязанности иммигрантов 1. Иммигранты в Республике Казахстан имеют право: 1) пользоваться правами и свободами, установленными для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами;

О проекте Закона Республики Казахстан О миграции населения

Статья 26. Особенности регулирования трудовой деятельности
иностранных работников из числа этнических
казахов и соотечественников
Местный исполнительный орган в упрощенном порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, выдает разрешения иностранным работникам на трудоустройство или работодателям на привлечение иностранной рабочей силы из числа этнических казахов и соотечественников без опубликования работодателем в периодических изданиях объявлений об имеющихся вакансиях, и рассмотрения местным исполнительным органом предложений по вакантным должностям из баз данных замещения имеющейся вакансии, на срок не более одного года.

Статья 16. Компетенция местных исполнительных органов
1. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):
1) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области миграции населения;
2) обеспечивают получение мигрантами медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) вносит в уполномоченный орган по миграции предложения по формированию квот на привлечение иностранной рабочей силы, иммиграции оралманов, переселения внутренних мигрантов;
4) выдают работодателям разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам миграции, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения;
5) выдают иностранным работникам, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан, разрешения на трудоустройство на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам миграции;
6) выдают ходатайство на продление или сокращение срока действия разрешений на временное проживание бизнес-иммигрантам;
7) осуществляет иные функции в соответствии с законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.
2. Местные исполнительные органы района (города областного значения):
1) реализуют в пределах своей компетенции государственную политику в области миграции населения;
2) оказывают мигрантам социальную помощь из средств местного бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) оказывают мигрантам, относящимся к целевым группам населения, содействие в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;
4) предоставляют мигрантам места в школах, дошкольных организациях, а также в медико-социальных учреждениях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) создают мигрантам условия для изучения государственного и, по их желанию, русского языков;
6) предоставляют оралманам и членам их семей земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
7) осуществляет иные функции в соответствии с законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.

Одобрен проект Закона по миграции и занятости населения

Во-вторых, иностранные специалисты, прибывающие в Казахстан, получат возможность трудоустроиться самостоятельно на основании справок о соответствии квалификации в течение трёх месяцев на любое место работы по профессии, входящей в перечень востребованных профессий в приоритетных отраслях экономики.

Внедрение системных мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики в кадрах через создание свободного рынка высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию процедуры привлечения работодателями иностранцев, прибывающих в страну для трудоустройства.

Назарбаев подписал закон о миграции и занятости

В целях реализации статьи 27 «Конвенции о правах инвалидов» в закон «О занятости населения» введена дополнительная компетенция центрального исполнительного органа, реализующего государственную политику в сфере занятости населения, по разработке и утверждению стандартов рабочего места инвалида.

Кроме того для поддержки малого и среднего бизнеса законом предлагается отменить уплату сбора за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего уплату в бюджет суммы такого сбора.

Рекомендуем прочесть:  Ндфл возврат за покупку квартиры

О миграции населения

Регулирование миграции населения основывается на следующих принципах:
— обеспечении закрепленных в Конституции Республики Казахстан прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;
— недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам;
— обеспечении соответствия миграционного законодательства Республики Казахстан международным нормам и рекомендациям Международной организации по миграции с учетом современного социально-экономического положения республики, ее исторического прошлого и традиций, перспектив развития;
— всестороннем содействии переселению лиц казахской национальности в Республику Казахстан, организации их расселения, создании рабочих мест, социальном обеспечении и социальной помощи оралманам;
— упреждении стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки и социально-экономических стимулов в среднесрочных и долгосрочных программах действий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;
— участии соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;
— личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь — переселенцев из зон экологического и стихийного бедствий;
— сотрудничестве с другими странами, особенно принимающими иммигрантов, в области снижения незаконной миграции, в виде учебного образования, профессиональной подготовки, трудовой миграции.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 27.03.2002 N 313 .

Иностранцам, получившим разрешение уполномоченного органа на постоянное проживание в Республике Казахстан, выдается вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, а лицам без гражданства — удостоверение лица без гражданства.
Порядок выдачи иностранцу вида на жительство в Республике Казахстан и удостоверения лица без гражданства определяется Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2002 N 313 ; от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Трудовая миграция

Последствия трудовой миграции такого рода становятся причиной постепенного упадка государств-доноров, из которых мигранты переезжают в более развитые страны. Не так много стран являются подобными донорами – наиболее известными считаются Индия, Египет, Пакистан и Россия. Россия и другие страны СНГ заслуживают особого внимания, так как пик «утечки мозгов» пришелся именно на распад СССР. Высококлассные специалисты, получившие высшее образование и обладающие хорошим опытом работы, не могли найти достойную работу в перестроечной России. Именно этот факт стал основной причиной трудовой миграции известных ученых и специалистов востребованных профессий.

Международная трудовая миграция может носить и такой характер. Все дело заключается в особенностях законодательства. Когда срок трудовой миграции ограничивается от одного года до шести лет, подобная международная трудовая миграция называется временно-постоянной.

Журнал международного права и международных отношений — 2012 — № 4

С учетом вышеизложенного считаем, что и статью 1 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» необходимо дополнить определениями законно и незаконно находящихся иностранцев. Предлагаем следующие определения:

С момента обретения независимости и начала проведения политики открытости Республика Беларусь вовлечена в активные миграционные процессы. В настоящее время миграционные процессы оказывают огромное влияние на демографическую ситуацию в стране. Для Республики Беларусь характерны такие же демографические проблемы, как и для большинства европейских стран, — сокращение и старение населения. С начала 90-х гг. ХХ в. демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 1993—2010 гг. составила свыше 750 тыс. человек. Численность населения Беларуси на 1 января 2012 г. составила 9468 тыс. человек. Основной причиной сокращения числа жителей Беларуси стала естественная убыль населения (т. е. смертность превышает рождаемость). Низкий уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство населения только на 65 % [1]. Существенным резервом восполнения потерь человеческих ресурсов является миграция. Миграционная ситуация в Республике Беларусь характеризуется наличием двух разнонаправленных миграционных процессов — въезда в страну и выезда из страны. Миграционное сальдо (разница между численностью въехавших и выехавших) является положительным и за последние 10 лет составило более 84 тыс. человек. Сальдо миграции осталось положительным как со странами СНГ, так и с другими государствами. Благодаря миграционному приросту, в 2010 г. на 48,5 % компенсирована естественная убыль населения страны. Положительное сальдо миграции в 2011 г. позволило уменьшить естественную убыль населения практически на 40 %. В 2011 г. на постоянное проживание в Республике Беларусь остались 13 308 иностранцев, свыше 40 тыс. иностранцев получили разрешение на временное проживание. Среди въезжающих в Республику Беларусь мигрантов преобладает русскоязычное население. Основной миграционный обмен происходит со странами СНГ: 90 % мигрантов составляют граждане, прибывшие из России, Украины и Казахстана. На 1 января 2012 г. в республике постоянно проживали свыше 148 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, более 36 тыс. имели разрешение на временное проживание. В органах внутренних дел в 2011 г. было зарегистрировано более 115 тыс. временно пребывающих иностранцев, в гостиницах — свыше 475 тыс. [22]. Из Беларуси выезжают преимущественно в страны СНГ (75 %). Основными странами эмиграции для наших граждан в настоящее время являются Россия, Украина, США, Германия и Израиль. Большинство граждан выезжает из Республики Беларусь в Россию. В 2012 г. из республики выбыло на постоянное жительство более 7 тыс. человек [1]. Интеграция Республики Беларусь в международный рынок труда сопровождается развитием внешней трудовой миграции, выражающейся в направлении белорусских граждан на работу за границу и в привлечении в нашу страну иностранной рабочей силы. В 2011 г. за рубеж по договорам и контрактам выехали более 5,5 тыс. белорусов для работы в основном в Российской Федерации, США, Польше. Наибольшее число трудовых мигрантов прибывает из Украины, Литвы, Турции, Китая. Около 8,5 тыс. мигрантов трудились в Республике Беларусь в 2011 г. [22].

Ссылка на основную публикацию