Для детей инвалидов школа

Права ребенка инвалида в школе: какие предусмотрены и как реализуются

Ребенок инвалид при достижении определенного возраста имеет возможность ходить в школу. Школа не должна отказывать в приеме ребенка с ограниченными возможностями, но при этом, она не должна создавать особенные условия для него, то есть обучается ребенок так же, как и все дети.

Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все. Однако, если в классе хорошая атмосфера и классный руководитель обращает внимание на поведение своих учеников, процесс обучения может проходить довольно результативно.

Какими правами обладают дети инвалиды в школе

  1. Бесплатное школьное питание. Право на него сохраняется, даже если ребёнок проходит домашнее обучение. Когда же требуется специальное меню (например, при сахарном диабете) — то составляется отдельная программа питания, которая или становится общей для всех (и следовательно бесплатной для больного) или родителям приходится за неё доплачивать.
  2. Льготы при сдаче ЕГЭ. Дети инвалиды могут выбрать, каким спобом будет проходить итоговая аттестация: в форме обычного гос. экзамена или стандартное ЕГЭ.
  3. Возможность не посещать уроки физкультуры. Сдавать придётся только теорию. Сомнительное преимущество, учитывая, что лучше терпеть физрука, чем инвалидное (допустим) кресло.

Права детей инвалидов в обычных школах не перевешивают минусов, связанных с обучением там. Если есть возможность — рекомендуем обучать ребёнка на дому (с другой стороны — малыш не будет развивать свои коммуникативные навыки, во взрослой жизни это может сыграть с ним злую шутку).

Что такое школа для детей с ограниченными возможностями

Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.

К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число детей-инвалидов и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.

Обучение детей-инвалидов

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Рекомендуем прочесть:  Куда обратиться за пособием на погребение

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Образование для детей инвалидов

Лицам РФ, согласно установленным нормам, по праву предоставляется неоднократное безвозмездное кадровое обучение, которые направляются через общегосударственную СЗ, при случае утраты работоспособности по квалификации, если имеются кадровые болезни, либо в наличие инвалидность.

Как показывает статистика, дети с ограниченными возможностями, вынуждены бороться за свое право получения образования в школе. Учитывая данный факт, нужно придерживаться определенных правил, в силу которых происходит обучающий процесс. Такой порядок позволяет выстроить систему образования и добиться результата.

Доступная среда в школе для детей-инвалидов

Советы по оборудованию зданий и помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха содержатся в Методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, установленных письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602. Проверка доступности школьной среды позволяет выявить соблюдение ОО этих рекомендаций.

Для слабовидящих учащихся, чтобы им было легче ориентироваться в здании, на отдельные конструктивные элементы и мебель должна быть нанесена маркировка. Так, например, для предупреждения о начале лестничного марша нижнюю и верхнюю ступени следует выделить контрастным (желтым или белым) цветом. На прозрачных полотнах дверей нужно сделать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пути. Рабочее полотно двери необходимо выделить с помощью контрастной надписи, таблички или рисунка.

Оборудование в школах для детей-инвалидов

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Рекомендуем прочесть:  Медицинская квота на операцию

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

Дети инвалиды в общеобразовательной школе

Самым значиным из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается и школьных зданий и классов, и преподавательского состава, и наличия профессионалов с необходимой квалификацией (сурдопереводчиков, логопедов и т.д. ).

Для достижения интеграции ведется работа в направлении приведения потребностей детей-инвалидов в соответствие с системой общего образования, которая сама не меняется. Дети с ограниченными физическими или психическими возможностями могут посещать обычные школы, однако не обязаны учиться в тех классах, что и все остальные дети.

Оборудование по программе Доступная среда

В рамках действия ФЗ «Об образовании» необходимо обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся, учитывая персональные возможности и особенные образовательные потребности каждого. Необходимо обеспечить все условия для того, чтобы детям, нуждающимся в коррекционной поддержке, предлагались эффективные, индивидуально приспособленные, поддерживающие мероприятия в существующем окружении, обеспечивающие оптимальное образовательное и личностное развитие.

Наша компания предлагает проекты по дооборудованию существующих, а также комплексные решения по полному оснащению и оборудованию школ, колледжей, детских садов, ДОУ, коррекционных и других учреждений сферы образования в соответствии с госпрограммой Доступная среда. В том числе, реализующих уникальную программу инклюзивного образования — совместного обучения не ограниченных по здоровью учащихся и детей с инвалидностью (с нарушениями слуха, ОДА, зрения и др.)

Мастер-класс для детей-инвалидов

Помимо физических упражнений, немаловажную роль в этом процессе играют вспомогательные технические средства реабилитации — инвалидные коляски, которые в Европе подбираются и адаптируются, исходя из физиологических особенностей и жилищных условий инвалида.

По итогам проекта будет также снят обучающий видеоролик, который может быть использован в больницах, коррекционных школах и интернатах. Методика, использованная в ходе подготовки мастер-класса, опирается на европейский, в частности, финский опыт, и ставит своей целью научить каждого участника проекта максимально использовать свои возможности и самостоятельно себя обслуживать.

Ссылка на основную публикацию