Труд работников-инвалидов

Поскольку отсутствует правовое регулирование данного вопроса, у любой из стороны трудового договора имеется возможность обратиться с инициативой заключения коллективного договора, в котором будут содержаться положения об условиях оплаты труда работников-инвалидов. В данном случае существует возможность указать данный пункт в следующей редакции: «Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда».

Пунктом 3 статьи 69 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что работникам-инвалидам I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) работников-инвалидов I и II групп не может превышать 7 часов.

Особенности трудовых отношений с инвалидами

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Несмотря на то, что инвалиды имеют ограниченные возможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратили трудоспособность, продолжают свою трудовую деятельность. Есть ли особенности в трудовых отношениях с инвалидами? В чем выражается государственная социальная поддержка инвалидов, в том числе работающих? Установлены ли законодательно льготы для инвалидов, в том числе при трудоустройстве? Эти вопросы мы и рассмотрим в настоящей статье.

Трудовой кодекс для инвалидов

Инвалидность – тяжкая ноша каждого конкретного человека, которого постигло несчастье. Задача общества сделать так, чтобы инвалиды не чувствовали себя ущемленными, обиженными, имели равные со всеми работниками права и, в то же время, пользовались льготными условиями, облегчающими им выполнение рабочих обязанностей.

• Справку медико-социальной экспертизы. В этой справке должна быть указана группа инвалидности, а также степень ограничения трудоспособности.
  • ИПР (индивидуальную программу реабилитации инвалида). Эта программа разрабатывается федеральными учреждениями МСЭ. В ней указаны сроки, виды и объемы рекомендуемых мероприятий для восстановления и реабилитации здоровья инвалида, компенсации утраченных или нарушенных функций организма.

Справка об инвалидности

Работник-инвалид: льготы, увольнение, отпуска, ИПР, больничный

Заявления сотрудника для издания приказа о прекращении трудового договора не нужно. Он издается на основании медицинского заключения. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. Если нет возможности довести приказ до сведения или же сотрудник попросту отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе обязательно нужно сделать об этом отметку.

Сначала необходимо проверить справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации (далее – ИПР) инвалида на наличие в них подписей и печатей. Эти документы должны быть подписаны руководителем бюро МСЭ, где работник проходил экспертизу, и заверены печатью данного бюро. После проверки документов их копии следует хранить в личном деле работника-инвалида.

Трудовые права инвалидов

Ответ: 92 статья Трудового кодекса определяет, что работники-инвалиды I и II групп имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Оно не может быть более 35 часов в неделю. Статья 96 Трудового кодекса РФ ограничивает работу инвалидов в ночное время. В ней говорится, что инвалиды, в соответствии с медицинским заключением могут привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия. Кодекс напрямую оговаривает, что работодатель обязан ознакомить работника-инвалида с правом на отказ от работы в ночное время. Также вы имеете право и написать заявление на неполное рабочее время в порядке 93-й статьи трудового кодекса.

Рекомендуем прочесть:  Калькулятор рассчитать пенсию мвд

Ответ: Увольнение за прогул является правом работодателя вне зависимости от наличия инвалидности у работника. Но согласно ст. 192 ТК РФ работодатель обязан учитывать тяжесть совершенного вами дисциплинарного проступка (прогула) и обстоятельства его совершения.

Работник-инвалид: что нужно знать

1. В размере 500 руб. в месяц. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ право на этот вычет имеют:
    • инвалиды с детства;
    • инвалиды I и II групп.
  2. В размере 3000 руб. в месяц. Перечень лиц, имеющих право на этот вычет, приведен в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ. К ним относятся:
    • участники, ликвидаторы, инвалиды и другие пострадавшие на атомных объектах в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия, в частности, на Чернобыльской АЭС, объекте «Укрытие», производственном объединении «Маяк»;
    • инвалиды Великой Отечественной войны;
    • инвалиды I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или РФ.

Продолжительность рабочего времени совместителя нельзя расценивать как сокращенное рабочее время. Дело в том, что сокращенная продолжительность рабочего времени предполагает уменьшение полной нормы рабочего времени для ряда категорий работников, в т.ч. инвалидов (ст. 92 ТК РФ). То есть о сокращенном рабочем времени говорят применительно к «основным» работникам, а не к совместителям. Совместитель и так должен отработать не более половины рабочего времени за учетный период (ст. 284 ТК). Так что совместитель всегда работает меньше, чем «основной» работник. Поэтому оформить на работу инвалида на условиях совместительства с 20-часовой рабочей неделей разрешается.

Трудоустройство инвалидов — нюансы, которые надо знать

Обращаем ваше внимание также на то, что если уволенный по инициативе работодателя инвалид обратится в суд, то последний (при наличии малейших оснований), скорее всего, будет на стороне инвалида.
Информация об уволенном инвалиде должна быть отражена в соответствующей отчетности (ф. № 4-ПН (план) и 4-ПН (факт)), представляемой в центр занятости по месту взятия на учет. Напомним, что данные формы утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 № 420 «Об утверждении форм отчетности и инструкций по их заполнению».

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями КЗоТ[5] инвалиды имеют право на дополнительные льготы и привилегии по сравнению с остальными работниками. Факт их нарушения расценивается как нарушение законодательства о труде и может стать причиной привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде – влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от пятнадцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда –
влечет за собой наложение штрафа на работников от двух до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (Из ст. 41 КоАП).
В частности, инвалид имеет право на:

Рекомендуем прочесть:  Наследники после смерти отца 1 очереди

Какие льготы имеет инвалид 3 группы: установленные законные привилегии и гарантии

Согласно законодательной базе нашей страны лица, являющиеся инвалидами 3 группы, имеют право на оформление возврата денежных средств, израсходованных на уплату за жилье из местного и государственного фонда. Еще они вправе возвращать деньги, потраченные за предоставленные им коммунальные услуги в тех домах, у которых полностью отсутствует центральная отопительная сеть – на закупку топливных материалов по стоимости, установленной для населения.

• Лица, имеющие инвалидность 3 группы с записью «инвалид детства» полностью освобождаются от вычета налогов на имущество физических субъектов.
  • Автомобильная техника граждан таковой категории не облагается налоговыми сборами. Такой льготный инструмент налогообложения будет действительным лишь тогда, когда автомобиль приобретен через специальные государственные социальные органы, имеет мощность до 100 л.с. и имеет специальные конструктивные изменения в системе управления.
  • Лица с поставленной инвалидностью 3 группы, с пометкой «инвалид детства», ведущие предпринимательскую деятельность, полностью избавляются от платежа регистрационных уплат для физических особ. Еще они не должны вносить денежные средства в Пенсионный фонд, в виде страховых выплат.

На работе инвалид: оформление, ограничения по труду, льготы

Таким образом, заявление о своей инвалидности является правом, а не обязанностью принимаемого работника.
Инвалидность может получить и работающий сотрудник.
Если работник заявил о своей инвалидности или инвалидность была выявлена при проведении медицинского осмотра в установленных законом случаях, у работодателя возникает обязанность соблюдать требования Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», связанные с обеспечением условий работы инвалидов.
Заявление же об инвалидности осуществляется работником путем представления соответствующей справки и индивидуальной программы реабилитации или только справки об инвалидности.

Пример 2. В индивидуальной программе реабилитации указана продолжительность работы не более 35 часов, работнику же был установлен режим работы с ненормированным рабочим днем.
Поскольку ограничения касаются только времени работы, то работодателю необходимо внести изменение в трудовой договор с работником: исключить условие о ненормированном рабочем дне и включить условие о сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. ст. 57, 72 ТК РФ).

Трудовой кодекс для инвалидов

Согласно статье 1 № 181-ФЗ, инвалидом является работник, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание производится федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Согласно ТК РФ, инвалиды в качестве подтверждения своего статуса предъявляют справку МСЭ и программу индивидуальной реабилитации или абилитации (до 01.01.2019 выдавалась ИПР, с 01.01.2019 — ИПРА). Статьей 23 № 181-ФЗ установлено, что таким сотрудникам, занятым в компаниях любых организационно-правовых форм и видов собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с ИПР (ИПРА) работника.

Если у работодателя происходит сокращение, то нужно учитывать, что, согласно ст. 179 ТК РФ, если производительность труда и квалификация работников равны, преимущественное право сохранить рабочее место отдается, кроме прочих категорий, сотрудникам, получившим у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий по защите Отечества.